Агрессивная "зеленая" политика западных стран порождает много вопросов и заставляет задуматься, не скрываются ли за заботой об окружающей среде чисто политические и экономические интересы, как, например, в случае с Арктикой. В то же время какая-либо дискуссия на тему глобального потепления резко отвергается.
Зеленая идеология категорична: СО2 – главный виновник роста температуры на планете. Ролики, где высказываются сомнения в этом тезисе, уже лишились монетизации на YouTube. А, допустим, проблема водяного пара в создании "парникового эффекта" вообще не рассматривается. Чем может обернуться для климата переход на водородные двигатели и топливо, тоже не очень-то изучается. И зря.
Выбросы углекислого газа усиливают "парниковый эффект", что приводит к глобальному росту температуры на планете. Этот тезис уже давно и очень прочно укоренился в общественном сознании. Спорить с этим непринято. А после новых ограничений Google – еще и накладно! В то же время западные "зеленые", почему-то, почти не вспоминают про водяной пар – наиболее важный и распространенный парниковый газ на Земле.
"Действительно водяной пар является одним из основных парниковых газов. Порядка 60% составляет из общего объема эмиссии. И надо сказать, что при повышении температуры как раз эффект парниковый и увеличивается за счет этого, за счет испарения", – говорит Рашид Исмаилов, председатель Российского экологического общества.
С одной стороны, Международная группа экспертов по изменению климата не отрицает тот факт, что водяной пар является основным парниковым газом. Но обсуждать его вклад в глобальный рост температуры не собирается. Исследования многих ученых, в том числе и российских, просто игнорируются. Бороться нужно исключительно с СО2. Именно углекислый газ – источник всех бед. Хотя и по этому вопросу есть разные точки зрения.
Климатические данные за историю нашей планеты не выявили прямой зависимости между концентрацией СО2 и средней температурой. От мелового периода до эоцена 35-100 миллионов лет назад высокая температура сопровождалась снижением концентрации углекислого газа, в то время как 250-320 миллионов лет назад концентрация углекислого газа была вдвое ниже, чем сегодня, но температура была на 10 градусов выше.
Тем не менее, весь мир взял курс на декарбонизацию. Европа и США готовят переход к водородной энергетике. Но решит ли это проблему глобального потепления? Известно, что водородные двигатели в качестве топлива будут использовать водород.
При сжигании одного килограмма водорода выделяется 120 Мегаджоулей тепловой энергии и 9 кг водяного пара. Такой же объем диоксида углерода выбрасывается в воздух при сжигании 15 литров бензина. Влияние на парниковый эффект – вполне соизмеримо.
Еще в 2014 году исследования, проведенные учеными Университета Майами, показали, что водяные пары в тропосфере будут играть возрастающую роль в изменении климата в будущем. А специалисты из Флориды сообщили, что увеличение объемов пара в атмосфере – тоже связано с деятельностью человека.
Водяной пар оказывает непосредственное влияние на биосферу и климат в целом. И влияние это – существенно! При этом надо понимать, что люди активно вмешиваются в глобальный водный цикл. Человечество ежегодно потребляет около 900 кубических километров воды на бытовые нужды. Пятая часть из этого объема попадает в атмосферу в виде водяного пара. И его роль в создании "парникового эффекта" сейчас явно недооценивается.
Наша планета, как и всякое нагретое тело, излучает тепло в окружающее пространство. Его самый значительный поток наблюдается в поясе субтропических пустынь. Например, над Сахарой он достигает почти 4 тысяч мегаджоулей с каждого квадратного метра. Интересно, что на той же широте, но с поверхности Атлантического океана излучается почти в два раза меньше энергии. С одной стороны это происходит из-за более низкой температуры, а с другой — из-за увеличения влажности воздуха. Вообще водяной пар способен аккумулировать порядка половины потока тепловой энергии, иначе говоря – увеличение влажности на 10% сокращает здесь излучение на 200-300 мегаджоулей с каждого квадратного метра.
Этого количества достаточно, чтобы вскипятить около полутоны воды. И действительно – по модельным расчетам, вклад водяного пара в глобальное потепление в три с лишним раза больше, чем вклад углекислого газа. Однако, в отличие от проблемы СО2 проблема H2O в атмосфере не обсуждается, если не сказать – игнорируется.