Сразу несколько американских ведомств сообщили о начале расследования деятельности администрации Байдена по выводу войск из Афганистана. Об этом написала газета The Wall Street Journal. Свои проверки проведут инспекторы из Пентагона, Госдепартамента, МВД, Минздрава и Агентства США по международному развитию. Вопросов по экстренной эвакуации из Афганистана накопилось очень много: как вывозили дипперсонал и закрывали посольство, как вывозили афганских беженцев и кого, собственно, вывезли, как работала программа выдачи специальных иммиграционных виз и многое другое, включая бессмысленные убийства гражданских.
В Москве афганская тема ставится в другом залоге. Делегация талибов прибыла в Россию для обсуждения текущих дел. Во встрече принимали также делегации десяти стран региона, включая Китай, Индию, Пакистан, Иран, Казахстан, Киргизию, Таджикистан, Туркмению и Узбекистан. Приглашали и США, но американцы иезуитски сказали, что не смогли приехать по "логистическим причинам". То есть у них вдруг возникли трудности с передвижением по миру.
Так или иначе, а собравшиеся в Москве согласились в том, что следует организовать международную донорскую конференцию, чтобы помочь народу Афганистана, при этом основное бремя финансирования должны нести США и НАТО, ведь именно их военные контингенты оставили после себя там руины.
Для самих же талибов главное сейчас – безопасность. На улицы Кабула вышли специальные патрули.
Высота – почти 2000 метров. Горы окружают Кабул. Солнце здесь садится быстро. И видно, как практически весь город погружается во мрак. Редкие огоньки – только там, где у людей в домах стоят аккумуляторы. Дизель в российском посольстве молотит без остановки. И так уже несколько дней. Постоянные перебои с электричеством. По одним данным, террористы взорвали линию электропередачи. По другим, напряжение постепенно падает из-за сокращения поставок. Афганистан задолжал соседним странам более 60 миллионов долларов. В случае неуплаты долгов к зиме подача электроэнергии в Кабул может совсем прекратиться.
Но талибы живут здесь и сейчас. И они не унывают. Заместитель начальника Службы разведки Ахмад утверждает, что с террористами скоро будет покончено: "Напрямую ИГИЛ (запрещена в РФ) против нас не идет. Остались какие-то разрозненные группы. Мы о них знаем. Полиция и военные выслеживают и по всей территории Афганистана. Они совершают единичные взрывы. Если бы у них была настоящая сила, они бы не взрывали мечети во время молитв. Если мы их находим и они не сдаются, мы их уничтожаем на месте".
Пятница – это день отдыха и физического, и душевного. Все мечети Афганистана заполнены людьми. После молитвы и традиционной проповеди отдыхают семьями – так должно быть, но, к сожалению, обстановка вносит свои коррективы, и теперь выходного ждут со страхом, а поход в мечеть может закончиться гибелью.
С отдельной группой спецразведки талибов отправляемся в патруль по городу. Бойцы эти не так ярко выглядят, как остальные. Никакой лишней атрибутики. Нет повязок на голове с изречениями из Корана. Но они прошли многое. И всем своим видом дают понять: Афганистан теперь их.
С виду кажется, что городской патруль – уж тем более с вооруженными людьми – это абсолютно безопасно. Но только не в Афганистане. Пару дней назад ровно в такую же машину было брошена осколочная граната. Бандиты пытаются мстить талибам за то, что те теснят их, сажают в тюрьмы и освобождают город от такой неофициальной власти.
"Никакого реванша быть не может. Мы даже об этом не думаем. Потому что все люди сейчас с нами. Спросите у прохожих. Они вам скажут, что нас поддерживают", – говорит Ахмад.
Водители, которых останавливал вооруженный патруль, действительно никаких возмущений не высказывали. Как минимум за порядок на дорогах они благодарны талибам: "При той власти у меня были местные водительские права и международные права тоже. А рядом со мной ездили люди, у которых вообще прав не было. Ездили, как хотели. Полно было автомобилей без документов. А сейчас это невозможно. Сейчас навели порядок".
А вот это действительно немного странно и очень по-афгански. Пятница – выходной день. Именно в этот день все въезды в город абсолютно открыты, ни один блокпост не работает – только мобильные патрули. Именно в пятницу террористы взрывают мечети в Кабуле и других городах Афганистана. Происходит это с обидной регулярностью, потому что террористы не знают выходных.
"Я не воюю, я участвую в джихаде уже 18 лет. И я не рассчитываю что-то от этого получить. Я воюю ради Аллаха и ради своего народа. Если кто-то снова придет сюда, мы продолжим воевать. Мы же солдаты. И мы готовы выполнить то, что скажет наше командование", – говорит один из бойцов спецподразделения.
Вчерашнее командование (сегодня – представители властных структур) больше озабочено проблемами мирной жизни. Ежемесячно сотнями тысяч население пересекает черту бедности. Работы нет. Те, кто занят на госслужбе, трудятся бесплатно. Остальные – себе в убыток. В Кабуле на плаву держаться городские менялы. Люди сбрасывают подкопленные при американцах доллары, чтобы выжить. Продавцы талибской символики пока тоже в прибыли. Зарабатывают примерно 300-400 рублей в день. Хорошие деньги. Большинство о таких и не мечтает.
Чтобы сделать сок, нужно доставить тростник из Джелалабада в Кабул. Внутренние кооперация и логистика работают идеально, но, к сожалению, с внешних границ страна по-прежнему находится в экономической блокаде.
Выдавить американцев и войска коалиции для талибов – только полдела. Главная война впереди. Информационная. Западная пресса атакует: "Талибы вешают, убивают, отрубают руки". Народ говорит обратное. Но кто его в мире слышит?..
"Я вам так скажу: это все ложь. Даже не хочу говорить об этом. Они только говорят, но нет подтверждения никакого. То, что исламский эмират пришел, хорошо. Люди постепенно начинают работать. Дальше у нас будет только лучше", – уверены местные жители.
В разговоре с жителями Кабула часто сталкиваешься с тем, что люди с ностальгией вспоминают те старые времена, когда в Афганистане работали специалисты из СССР. И даже джихад, объявленный нашим войскам позже, не смог настроить население против шурави, дословно – советских.
"Когда пришли русские, они же не хотели воевать, они сначала нам все построили Наши отцы нам рассказывали, что если русский пожал тебя руку, то это значит, что дружба, а если ты поднял оружие, то ты — враг. Ну, что ж, мы друзья", – сказал один из местных жителей.
Афганцы сейчас очень рассчитывают на внешнюю помощь. От американцев и европейцев, которые поддерживают экономическую блокаду, хорошего пока ждать не приходится. Международные организации, прежде всего ООН, свои программы не сворачивают. Но это в основном долгосрочные проекты, а не прямые поставки. Людям же хочется есть сейчас. Но Россия уже заявила о необходимости оказать Афганистану гуманитарную помощь.