В Государственном музее архитектуры имени А.В. Щусева открывается краткосрочная выставка "Шедевры русского искусства на осенних аукционах Sotheby's", на которую были отобраны произведения художников XIX и XX веков.
Организовать выставку в этом году (и тем более в эти дни) для аукционного дома – "героизм, граничащий с безумием", уверенно назвала происходящее директор музея Елизавета Лихачева. И добавила: – "это первая ласточка, первый признак того, что мы вернемся к нормальному существованию".
Только в течение двух дней 28 октября с одиннадцати утра до девяти вечера и 29 октября до двух часов дня во флигеле "Руина" можно будет увидеть картины Кузьмы Петрова-Водкина, Петра Кончаловского и Николая Рериха. Всего в Россию привезено 19 работ из 240, участвующих в торгах.
Кроме того, на выставке представлены работы советских нонконформистов из частной коллекции: аукцион советского неофициального искусства состоится 1 декабря, на следующий день после торгов русской живописи.
Топ-лотом торгов и центральным экспонатом выставки заранее определен "Натюрморт с яблоками" кисти Кузьмы Петрова-Водкина. Эксперты уверены: с этой картины начался новый этап творчества художника, когда он искал способы запечатлеть мир как целое. И в результате пришел к сферической или наклонной перспективе, благодаря которой у зрителя создается эффект присутствия.
Позже этот прием назовут отличительной чертой творчества Петрова-Водкина. "Яблоки" лишь предварили серию натюрмортов мастера 1920-х годов, обозначив основные направления его видения. В этой картине отчетливо видны поиски художника в области пространственных построений – яблоки будто парят в невесомости над столешницей. И кажется, что сила отталкивания сильнее силы земного притяжения.
История происхождения картины такова: летом 1912 года Петров-Водкин с женой гостили у генерала Петра Грекова на хуторе Мишкина Пристань Царицынского уезда. Дочь генерала Наталия училась у Кузьмы Сергеевича в художественной школе в Санкт-Петербурге, она и пригласила учителя в имение.
Там-то и были выполнены эскизы, этюды и первый вариант знаменитого "Купания красного коня", для которого позировал генеральский конь Мальчик, а всадником стал двоюродный брат художника Александр Трофимов.
В генеральском саду яблоки были "величиною с арбуз" – так описывал их художник в письме к матери. Неудивительно, что они стали "натурщиками" для картины, которая в 1914 году оказалась среди девяти работ, показанных на Балтийской выставке в Мальмё. В середине 1960-х "Натюрморт с яблоками" приобрел ученик Петрова-Водкина скульптор Борис Евсеевич Каплянский.
Также на выставке представлен "Натюрморт с чайником и подносом" Петра Кончаловского, созданный художником в начале 1910-х годов под влиянием творчества постимпрессионистов и фовистов. Сочетая композицию и палитру Сезанна с подчеркнуто русскими предметами, Кончаловский осуществил диалог между современным ему западным искусством и славянскими традициями.
Еще одним бриллиантом выставки стала картина Николая Рериха "Горница в тереме Садко", созданная художником к не случившейся постановке Сергея Дягилева и Томаса Бичема в одном из театров лондонского Ковент-Гардена. Холст Рериха иллюстрирует третью картину из либретто, когда ранним утром жена былинного новгородского гусляра Любава Буслаевна дожидается мужа, стоя у окна.
Выставляемая на торги коллекция представляет одно из крупнейших частных собраний послевоенного советского искусства, находящихся за пределами России. Здесь же представлены советские художники второй половины XX столетия: Илья Кабаков, Эрик Булатов, Дмитрий Краснопевцев, Владимир Вейсберг, Олег Целков, Олег Васильев.
Вход в Государственный музей архитектуры им. А.В. Щусева будет осуществляться только по QR-кодам.