Пустые торговые центры в Москве. Последний раз они выглядели так в мае прошлого года. Тогда больше месяца простоя не пережили около 2 процентов предпринимателей. Остальные вернулись. C тех пор бизнес закалился, научился жить по новым правилам.
Бизнес уходит на антиковидные каникулы уже подготовленным. Не только крупные компании, но и мелкие фирмы активно переходят на онлайн продажи. Их объем за последний год вырос почти в полтора раза. Эксперты предрекают: привычка заказывать через интернет у россиян останется и в будущем.
Выиграли от перехода в онлайн крупнейшие продавцы электроники и продуктовые ретейлеры. Например, М.Видео реализует так уже больше 40 процентов товаров. Оборот компании Х5 Group, которой принадлежит магазины "Пятерочка" и "Перекресток" вырос в интернете на сотни процентов.
2020 год стал невероятно успешным для онлайн ретейлеров. Совокупный оборот составил 159 миллиардов рублей. По итогам 2021 года объем онлайн продаж продовольствия вырастет от 33 до 50 процентов.
Падение доходов может быть особенно заметным в общепите и сфере развлечений. Рестораны и кафе работают в это время только на доставку. В театры и музеи пустят по QR- кодам. Кинотеатры закрыты.
Первый вице-премьер Андрей Белоусов оценил возможные потери в 60 миллиардов рублей и предложил меры поддержки бизнеса.
"Хочу обратить внимание на то, что меры, которые мы принимаем, мы специально растянули до середины декабря или до конца декабря. То есть заявки на получение грантов до середины декабря могут приниматься, а заявки на вот эту кредитную программу ФОТ 3.0 – до конца декабря", – сказал Белоусов.
Правительство намерено выделить малому бизнесу 38 с половиной миллиардов рублей, заявил премьер-министр Михаил Мишустин. Чтобы не только сохранить рабочие места, но и быстрее восстановить обороты.
"Все, кто входит в перечень пострадавших отраслей, могут уже первого ноября через федеральную налоговую службу подать заявление о том, чтобы им выплатили безвозмездную субсидию в размере одного минимального размера оплаты труда – это 12792 рубля, с тем чтобы они могли на каждого сотрудника получить эти деньги начиная с 15 ноября", – заявил президент бизнес-объединения "ОПОРЫ России" Александр Калинин.
Нижегородская область – одна из первых, где ввели нерабочие дни – с 25 октября. В кафе узбекской кухни теперь торгует сам владелец. Большинство сотрудников он отпустил по домам, количество заказов значительно уменьшилось. Клиенты в основном привыкли есть в заведении.
Арендодатели стали лояльнее к своим клиентам. Некоторые даже освобождают предпринимателей от платежей на все время нерабочих дней.
"Идут переговоры, всегда это индивидуальный процесс. Магазины в прошлый локдаун, те, которые не работали – все получили поддержку от арендодателей. Что касается общей поддержки, то максимум торговые центры делали, это брали коммуналку. Если в магазине горел свет и какую-то работу делал, за это брались деньги, арендная плата практически не взималась", – отметил президент Российского совета торговых центров Дмитрий Москаленко.
В регионах, где еще предстоят нерабочие дни, жители закупаются товарами – на всякий случай. На центральном рынке в Оренбурге наплыв покупателей. Мясо и рыбу сметают с прилавка.
Люди боятся, что из-за нерабочих дней цены могут повыситься. По мнению экспертов, стоимость продуктов не изменится. Схема работы в сложный период уже отработана, к тому же нерабочие дни объявлены на короткий срок – до 7 ноября. А значит цепочка поставок не будет нарушена.