"Знаменитая Ленинградская" – так назвала эту симфонию Анна Ахматова. Дмитрий Шостакович писал ее в доме, который сотрясался от взрывов. "Моя Седьмая симфония навеяна событиями в Ленинграде. Нашей грядущей победе и снятию блокады я посвящаю произведение", – скажет композитор позднее. Седьмую симфонию, затаив дыхание, слушал и слушает до сих пор весь мир. В преддверии премьеры драмы Александра Котта "Седьмая симфония", которая состоится на телеканале "Россия 1" 8 ноября в 21:20, мы подготовили семь интересных фактов о Седьмой симфонии.
Симфония войны
Дмитрий Шостакович начал писать симфонию в первые месяцы войны. Работа шла стремительно. Первые три части были закончены в сентябре 1941-го в блокадном Ленинграде. А в декабре в Куйбышеве (Самара) была написана четвертая часть. Там же, в Театре оперы и балета, 5 марта 1942 года состоялась премьера. Симфония была исполнена оркестром ГАБТ СССР под управлением дирижера Самуила Самосуда. Радиостанции вели трансляцию на всю территорию СССР и за границу.
От Лондона до Нью-Йорка
Зарубежная премьера Седьмой симфонии состоялась 22 июня 1942 года в Лондоне в исполнении Лондонского симфонического оркестра. В июле 1942 года она прозвучала в Нью-Йорке, куда микрофотокопию партитуры переправили через Тегеран и Каир. Портрет Шостаковича поместил на свою обложку британский журнал "Time". В 1942-1943 годах Седьмая симфония прозвучала 65 раз на самых больших концертных площадках США.
Блокадная премьера
Мечтой Шостаковича было исполнение Седьмой симфонии в родном Ленинграде. Премьера состоялась 9 августа 1942 года в Большом зале филармонии. Именно на этот день фашисты назначили банкет, уверенные, что Ленинград уже будет взят. Вместо этого в Большом зале Ленинградской филармонии звучала великая музыка. После выступления Давид Ойстрах записал: "…слушатели и исполнители пережили минуты большого волнения, радости и скорби, великой гордости за наш народ… музыка Шостаковича прозвучала как пророческое утверждение победы над фашизмом".
Репетиции, работа, голод
Ноты Седьмой симфонии в осажденный город доставил спецсамолет. Вскоре на улицах появились объявления: "Дирижер Элиасберг собирает музыкантов". Оркестрантов отзывали с фронта, искали по госпиталям. Подготовить мероприятие было непросто: у многих не было сил для такой работы. На первую репетицию дирижера привезли на санях из стационара для дистрофиков. В перерывах музыканты возвращались к своим обязанностям: дежурили на крышах домов, готовили могилы для жертв блокады. Несмотря на усиленный продовольственный паек, несколько оркестрантов умерли от голода до премьеры.
Концерт под обстрелом
В день премьеры все артиллерийские силы Ленинградского фронта были брошены на подавление огневых точек противника. Советские орудия накрыли немецкие позиции мощным огнем и во время концерта не дали выпустить ни одного снаряда. Операция называлась "Шквал". Благодаря этому в филармонии были зажжены все люстры, а зал был полон. Позже выступление назвали "великим дуэтом" оркестра и артиллерии.
Трансляция для всех
Исполнение симфонии длилось 80 минут. Воодушевляющую игру Большого симфонического оркестра Ленинградского радиокомитета транслировали на весь город по громкоговорителям и радио. Ее слышали не только жители города, но и немецкие войска. Как потом говорили, немцы обезумели, когда услышали музыку. Ведь они считали, что город мертв. По одной из легенд, после войны двое бывших немецких солдат при встрече с дирижером Карлом Элиасбергом признались: "Тогда мы поняли, что проиграем войну".
Бессмертная музыка
Седьмая Симфония стала гимном подвигу несдавшихся ленинградцев, которые сломали планы вермахта. Она направлена против всех тоталитарных режимов, против агрессии и насилия. Симфония прозвучала практически во всех концертных залах мира и стала самым популярным произведением Дмитрия Шостаковича. В XXI веке ее продолжают называть "уникальной резонансной главой и откровением в истории XX века". Исполнение симфонии в день снятия блокады Ленинграда стало традицией.
Премьера "Седьмой симфонии" уже скоро на канале "Россия 1".