Филиал Русского музея в Малаге открывает испанцам не просто авангард русского искусства. А новые его имена. Именно поэтому в названии – авангарды во множественном числе.
"Это была вакханалия имен, манер, стилистики. И вот нам хотелось достичь этого впечатления на этой выставке", – поясняет Евгения Петрова, заместитель генерального директора Русского музея по научной работе.
Конечно, Кандинский и Малевич также представлены. Произведения, принадлежащие Русскому музею, соседствуют с картинами, которые долго хранились в частных коллекциях – в Москве, Нью-Йорке, Цюрихе. Вот "Жнецы" Натальи Гончаровой из Швейцарии. Такой Россию начала ХХ века видели художники-футуристы, уйдя от реализма века 19-го. И оторвавшись от реальности – как, например, называвший себя отцом русского авангарда Давид Бурлюк.
"Это пейзаж с четырех точек зрения – картина, с которую можно смотреть с четырех сторон. И художник поэтому пишет – низ картины – потому что ее можно вращать, как угодно. Это вот эпатаж. Это новое, свежее, антибуржуазное", – отмечает Евгения Петрова, заместитель генерального директора Русского музея по научной работе.
В одном из залов яркие краски дополняют хлесткие строки. Это Владимир Маяковский и его знаменитые карикатуры – прообразы "Окон РОСТА", которые в стране, бурлившей после Октябрьской революции, стали авангардом общественной жизни. Испании, пережившей волну социализма в 30-е, это очень созвучно.
"Это прекрасный образец мягкой силы. Один из ее источников – это культура. И вот здесь русская культура на юге Испании представлена как нельзя лучше. И я без ложной скромности, как русский человек, как русский посол здесь в Испании, могу сказать – мы в значительной степени помогли Малаге состояться как культурный центр Средиземноморья", – заявил Юрий Корчагин, чрезвычайный и полномочный посол РФ в Испании.
Малага – настоящий город музеев. Их здесь свыше сорока, и большинство появились за последние два десятилетия, чтобы привлекать туристов. Причем это не только филиалы известных во всем мире выставочных площадок. Как, например, этот разноцветный стеклянный куб на городской набережной. Центр Жоржа Помпиду – филиал знаменитого французского музея, который стоит в мировом авангарде современного искусства.
Здесь, в Малаге, родился и вырос основоположник кубизма Пабло Пикассо, рядом с его домом теперь картинная галерея, в которой почти 300 работ мастера. Поэтому и авангардисты в филиале Русского музея – выбор неслучайный. Новая выставка – 26-я по счету – стала самой масштабной.
"Мы стараемся снимать стереотипы в отношении к России, прежде всего, и к русской культуре. И портрет Мейерхольда, скажем, позволяет, напомнить о русском театре – это культура, не политика, не бизнес. И интерес огромный", – отмечает Владимир Гусев, генеральный директор Русского музея.
Часть новой экспозиции посвятили Федору Достоевскому – приурочив к 200-летию, юбилей отметят в ноябре. Фигура писателя для посетителей, как книга, будто выхваченная из огня.
В Малаге Достоевский при жизни не был, но это название в его книге встречается. Вот цитата из повести про село Степанчиково и его обитателей. "Малаги я бы выпил теперь – простонал Фома, снова закрывая глаза. – Малаги? – навряд ли у нас и есть! – сказал дядя, с беспокойством смотря на Прасковью Ильиничну." Малага – это не про город, это про вино. И вино именно испанское, десертное – из винограда, который выращен здесь, в Андалусии, в окрестностях Малаги и гор с одноименным названием. Местная гордость – настолько, что в городе даже есть музей вина.
Теперь же виноделы юга Испании размещают на этикетках шедевры Малевича. А местные предприниматели считают за честь войти в клуб друзей Русского музея, чтобы инвестировать в развитие искусства. Как это делают власти самой Малаги.
"Эти деньги идут на реставрацию работ, на обрамление – потому что все эти вещи, некоторые выставляются здесь – они часто на валах в запасниках музея, и чтобы доставить их сюда, необходимо провести огромную работу – и страховка, и транспортировка, и все остальное", – поясняет Игорь Шехелев, член попечительского совета фонда "Друзья Русского музея".
После премьеры в Испании выставка вернётся в Россию и будет показана уже в Петербурге. А здесь, благодаря Русскому музею, не исключено, что Достоевский или Маяковский зазвучат даже в декорациях древнего театра, созданного ещё до нашей эры, когда Малага была частью Римской империи. Или просто на улицах города, наряду с популярными зарубежными мотивами.