Земли Карелии часто становились местом сражений. Викинги, прибывающие из Скандинавии, боролись с правителями Карельских заливов за обладание богатствами – мехами и пушниной.
Тем не менее карельский народ попал и в столкновение между двумя другими цивилизациями – католической и православной. В определенный период времени карелам пришлось делать выбор, с кем они хотят продолжить свой путь. И выбор был сделан в пользу Руси. Об этом рассказала ГТРК "Карелия" в эфире Всероссийского онлайн-марафона "Славься, Отечество!", представленного на медиаплатформе "Смотрим".
Претендовали на карельские земли шведы, рыцари получили благословение на Северный крестовый поход от самого Папы Римского. На защиту карелов встал новгородский князь Ярослав Всеволодович. Он же стал для карельского края крестителем и просветителем.
Летом 1227 года, согласно писаниям Лаврентьевской летописи, Ярослав Всеволодович крестил "почти всех" местных жителей.
Крещение карелов вывело народы края, как выражаются местные жители, из тени на широкую сцену мировой христианской цивилизации. Одни за одними на данной земле стали появляться православные обители, монастыри.
Свидетельство тому, что все коренные народы Карелии становились полноценными и полноправными участниками строительства Святой Руси, – сами представители этих национальностей.
Так, например, Александр Свирский: он, по преданиям, был урожденным вепсом. Монастыри, устроенные преподобным и его святыми учениками, соединили потоком духовности Ладожское и Онежское озера.
Карельские земли впоследствии дадут миру много имен святых. Они сделают своей миссией распространение православия. Среди них – Герман Аляскинский, отобранный из Валаамской братии для крещения язычников Аляски и прилегающих к ней островов Северной Америки.
Тем не менее, подчеркивают историки, жизнь в монастырях не всегда была спокойной. Однако уже во все следующие годы карелы оставались на стороне народов России: так, когда во время Ливонской войны Швеция вновь напала на карельские земли, местные жители бежали от интервентов на русские земли. Противостояние шведской оккупации было отчаянным.
Имя Ивана Рокаччу стало символом сопротивления захватчикам в Карелии. За свою жизнь он несколько раз отражал нападение шведов на родную деревню Тикша, ведя с ними неравный, прикрывающий бой, чтобы жители деревни в это время могли спастись в лесах или на другом берегу озера. Во время одного из таких набегов в 1611 году шведы все же схватили его семью и казнили. С тех пор окрестное население совершает паломничество на священную могилу народного героя. Сосна, росшая рядом с ней, считалась "святой".
Край Карелии, по сей день населенный разноязычными народами, являет собой оплот единства, единства православия. Именно религия помогла сформировать культуру и традиции местного населения, определила некоторые обычаи и архитектурный облик.
С самого начала своей истории Карелия находилась на рубеже государств, культур и вероисповеданий, а западная граница нынешней Карелии оставалась подвижной. Но былые амбиции соседних государств жестко пресекались.
Между Европой и Русью, католичеством и православием карелы сделали выбор. Единый и на все века. Теперь сюда, на некогда неспокойные территории, идут за уединением. Спустя столетия карельские земли нарекают Северным Афоном.
4 ноября на медиаплатформе "Смотрим" пройдет Всероссийский онлайн-марафон "Славься, Отечество!", посвященный Дню народного единства. Не пропустите уникальное путешествие по великим регионами России.