Он улетел и не обещал вернуться. Ведь на родине, в Америке, Эвану Ньюману предъявляют серьёзные обвинения по шести статьям Уголовного кодекса: нападение или оказание препятствий полицейским, вторжение в Капитолий и беспорядки.
"Они добавили мою фотографию в список самых разыскиваемых в ФБР преступников с просьбой о помощи общественности. Мои знакомые предупредили меня – у меня много друзей, работающих на правительство. Я знал, что меня сразу опознают и уехал. Я начал скрываться, ездить по Америке – перемещаться от одной точки к другой, нанял юриста, он сказал, что я могу поехать в командировку в Европу, и потому я спланировал её для своей компании по производству сумок", – рассказал Эван Ньюман.
И вся эта спецоперация против человека, который засветился в объективе камеры крупным планом на митинге. Дальше барьера он так и не пробился, зато удалось пробиться в Белоруссию.
"Он, перебравшись из США, находит признание своих свобод в Белоруссии, которая коллективным Западом не признаётся, как свободная страна. Но мы видим совершенно иное. Главное, чтобы сейчас международные площадки не стали раскручивать это и преподносить как политическое решение. Нет, это обычное решение, которое может быть принято и в отношении этого, и в отношении другого гражданина…", – говорит белорусский политолог Алексей Авдонин.
В ФБР Ньюмана назвали преступником. Для малого предпринимателя это было, мягко говоря, удивлением. Ведь Эван Ньюман в конце концов – не Эдвард Сноуден. Доступа к гостайнам нет, зато грозит серьёзный срок.
"Это очень серьёзные обвинения. Это означает, что вы причинили кому-то вред. Я не считаю, что я совершил какое-либо преступление. Одно из обвинений было очень обидным: утверждается, что я ударил офицера полиции. Это не имеет никаких оснований", – говорит Эван Ньюман.
Но безосновательным сложно назвать побег из собственной страны. Женат, двое детей, успешный бизнес. Но Ньюману пришлось поспешно продавать дом и уезжать от семьи.
Был в Италии, Швейцарии, Германии, Польше. Потом оказался на Украине. Несколько месяцев снимал квартиру в Житомире, пока за ним не начали следить сотрудники СБУ. Вмешательство украинских спецслужб – вполне закономерно, говорят эксперты.
"Сама Украина и спецслужбы – это инструмент США. Об этом писал и Дмитрий Медведев в своей статье в одном из изданий, и естественно, что он может найти убежище только там, где власть этих инструментов заканчивается: это либо Россия, либо Белоруссия, либо Китай. Видимо, Белоруссия оказалась ближе…", – говорит член Совета по межнациональным отношениям при президенте РФ Богдан Безпалько.
Простой американец, который потерял почти всё. Так можно сказать о многих участниках штурма Капитолия. Сотни человек арестованы, есть реальные жертвы. О правах и свободах в США говорить не приходится.
"США столько десятилетий учили мир свободе и демократии, что сами в неё уверовали. Речь идёт о ряде нарушений прав человека. Масштаб арестов несопоставим с количеством участников. Арестованы почти все люди, которые принимали участие. Оправдан полицейский, который убил митингующую. В России нет массовых наказаний даже за участие в несанкционированных митингах. Американская система явно демонстрирует регрессивную направленность, в отличии от России", – говорит политолог Владимир Шаповалов заместитель директора Института истории и политики МПГУ, кандидат исторических наук.
В Белоруссии решение о предоставлении Ньюману убежища ещё не принято. Если оно будет положительным для американца, то, видимо, это станет прецедентом для других обвиняемых в беспорядках в США.