В Глазго подошла к концу двухнедельная конференция по климату. Переговорщики не успели прийти к компромиссу в назначенный срок в пятницу. Обсуждения продолжились. Однако и без финальной резолюции было понятно, что не стоит ждать от саммита революционных решений.
В опубликованной утром 12 ноября второй черновой версии итогового документа, который должен быть принят на форуме, в очередной раз подтвердили цель – удержать рост глобальной среднегодовой температуры на отметке в полтора градуса к концу 21 века. В то же время из текста практически полностью исчезло упоминание важного для России вопроса – так называемых природных решений. Ведь сохраняя экосистемы, в том числе леса, мы тем самым и адаптируемся, и снижаем выбросы.
"Я возьму на себя смелость утверждать, что цель полтора градуса не может быть достигнута в том случае, если леса не начнут восстанавливаться. То есть, недостаточно просто остановить вырубку лесов, нужно стремиться к тому, чтобы площадь лесов возрастала", – отметил климатолог, заведующий лабораторией глобальных проблем энергетики НИУ МЭИ, член-корреспондент РАН Владимир Клименко.
В документе также смягчились формулировки о необходимости поэтапного отказа от угля и субсидирования ископаемого топлива. Более того, соглашение не подписали такие крупные потребители энергетического угля, как Китай, Индия или Австралия. Нет среди подписантов и Соединенных Штатов, занимающих третье место в мире по использованию угля.
"Планы стран на 30-й год очень скромны. Замах очень хороший, а краткосрочный удар очень-очень плоховат. Что касается деклараций и соглашений, что по лесам, что по метану, они носят больше такой декларативный характер", – сказал директор программы WWF России "Климат и энергетика" Алексей Кокорин.
Зато в ходе саммита президент США Джо Байден не уставал обвинять Россию и Китай во всех климатических бедах. На заявления американского лидера отреагировал МИД нашей страны: российская сторона ждет не поучений, а таких же конкретных шагов от американских партнеров.
Взять, к примеру, метановую декларацию, которую Белый дом выставляет чуть ли не главным достижением конференции. Суть – сокращение выбросов метана на треть к 2030 году. Это на словах. А как может оказаться на практике?
Метан – один из основных парниковых газов на Земле. Примерно треть его выбросов в атмосферу возникает при добыче и доставке ископаемого топлива. В США утечки метана, прежде всего связаны с фрекингом, который горячо поддерживали все администрации Белого дома.
Вот так фрекинговые пустоши в штате Оклахома выглядят из космоса – изображения округа Картер напоминают изъеденную короедами древесину. В стороны от трасс отходят сотни небольших ответвлений. И каждое заканчивается мертвым участком земли. Так работают американские добытчики сланцевого газа.
Гидроразрыв пласта – самая грязная технология разработки недр. Фрекинг приводит к колоссальному загрязнению почвы и грунтовых вод, вызывает локальные землетрясения. И как выяснили ученые, отравляет планету огромным количеством метана. Того самого газа, выбросы которого на климатической конференции в Глазго США, вроде бы, обещали сократить.
Как этого планирует добиться Белый дом, продолжая вливать деньги во фрекинговую отрасль, совершенно неясно. И такая двойственность прослеживается во многих заявлениях Байдена.
"Как Байден запутался в своей аргументации. Который рассказывает, что он за зеленую повестку, прекращение использования углеводородного сырья, и при этом тот же Байден призывает ОПЕК+ увеличить добычу нефти. Но, извините, если вы выступаете за то, чтобы прекратить использование углеводородного сырья, зачем же вы призываете увеличить его добычу? То есть прекратить использование нефти через увеличение ее производства? Это просто абсурд какой-то! Люди запутались в своей идеологии", – заявил старший научный сотрудник Финансового университета при правительстве РФ Станислав Митрахович.
По всей Америке – от Северной Дакоты до Техаса и от Калифорнии до Пенсильвании есть утечки метана на газовых месторождениях, где газ добывается из горных пород глубоко под землей. К такому выводу пришли эксперты из некоммерческой организации "Газовый индекс". Это исследование провели сами американцы.
Более того, все те же исследователи из США уличили американское правительство в том, что на протяжении, как минимум, шести лет – с 2012 по 2018 годы, Агентство по охране окружающей среды на 60% занижало метановые выбросы от нефтегазовой отрасли. Улетевшего в атмосферу газа хватило бы на отопление 10 миллионов американских домов в течение года. На этом фоне упреки Байдена в сторону России и Китая звучат, мягко говоря, неконструктивно.
"Мы знаем все с вами такую поговорку: "Собака лает, караван идет". Наша задача – вести свой караван в ту сторону, которая будет удобна и необходима жителям нашей страны, которая будет позволять развивать и сохранять экосистемы нашей страны, а также оставаться частью мирового сообщества, в том числе и в политическом смысле", – отметила заведующая лабораторией геоэкологии и устойчивого природопользования МГИМО, кандидат географических наук Наталья Рязанова.
Политика глубоко проникла в экологическую повестку. И не только американскую, но и европейскую. Евросоюз всячески тормозит запуск современного и безопасного "Северного потока-2". Зато требует от России закачивать газ через обветшалую газотранспортную систему Украины. Утечки в газопроводе, который не модернизировался уже лет сорок, европейских чиновников почему-то не беспокоят.