Белых дверей по левой стороне полутемного коридора было много. Внезапно (как в сказке), одна из них широко распахнулась, и оттуда полился яркий свет. В нем возникла красивая женская рука, которая призывно махнула: "Заходите!" Следом раздался и голос: "Пожалуйста, ждем вас!" В глубине комнаты за столом улыбалась прекрасная дама – народная артистка России Людмила Максакова.
В субботу Театр им. Евгения Вахтангова отмечает вековой юбилей: именно в этот день здесь в 1921 году состоялась премьера спектакля "Чудо святого Антония". Праздник, по замыслу художественного руководителя Театра Римаса Туминаса, назвали Днем тишины.
Субботнее утро – законный выходной. Накануне я позвонила в Дом И.С. Остроухова в Трубниках, чтобы узнать, будет ли в субботу экскурсия по выставке "Евгений Шварц: обыкновенный волшебник". Почти что купила билет, но тут увидела новость: худрук Вахтанговского театра объявил: 13 ноября театр будет открыт с полудня до семи вечера для всех желающих. Билет не нужен (только QR-код). Труппа будет ждать гостей в фойе. Пришлось менять планы. Пошла.
Пошел и дождь. И довольно сильно. Особенно в тот момент, когда перед театром показался длинный хвост очереди. "Может все же на Шварца?", – жалостливо шепнул внутренний голос. "Давай немного подождем. Вдруг это интересно. Жалеть же буду, что ушла". Это я самой себе отвечаю.
Довольно скоро стали запускать внутрь, откуда уходить уже не хотелось.
Во-первых, потому что все – от капельдинеров до гостей – друг другу улыбались, что создавало атмосферу праздника. Во-вторых, артисты действительно ходили по фойе и развлекали гостей светскими приятными беседами.
А некоторые, собирая в небольшие группки, уводили наверх, рассказывая историю театра. Мелькнул на лестнице директор театра Кирилл Крока: он тоже выступал экскурсоводом. В его кабинет стояла очередь. Как и в кабинет Римаса Туминаса.
Решив, что по кабинетам пройтись успеется, зашла в полутемный зал. Почти полностью заполненный, несмотря на то, что на сцене ничего не происходило. Звучали лишь голоса. Как и обещал накануне Римас Туминас, в зале можно было "слушать голоса ушедших. Они будут раздаваться будто с записей на подпорченной пленке, как из того мира, с потрескиванием". Василия Семеновича Ланового узнала сразу, как и Юрия Васильевича Яковлева. Остальных, как в случае со стихами в исполнении Евгения Симонова, подсказали титры на занавесе.
Из главного зала (после музея спектакля "Пристань") в зал Рубена и Евгения Симоновых. "Мы никогда не видели наш театр таким красивым", – улыбаются артисты Ольга Гаврилюк и Михаил Васьков. И не они одни, никто и никогда не видел: в коридорах, кабинетах, гримерных экспонаты – не насмотреться: маски, роскошные костюмы исторических спектаклей, потрясающие, воссоздающие разные эпохи декорации, в которых отражен каждый день, год, десятилетия жизни театра.
Осталось заглянуть в тот зальчик, куда перенесли вещи из домашнего кабинета великого и любимого Михаила Александровича Ульянова (оружие, награды, письма), и пора уходить. По тому самому коридору с белыми дверьми, одна из которых через мгновение открылась, чтобы позвать внутрь, в гости к благодарящей театралов за то, что заглянули к ней, Людмиле Васильевне Максаковой.
Открылась и другая. В кабинет хранительниц времени и истории театра, где последние 60 лет обитают сотрудницы Музея Ирина Леонидовна Сергеева и Маргарита Рахмаиловна Литвин.
Все это были двери в сказку под названием "тайная жизнь Театра им. Евгения Вахтангова", которой сегодня исполнилось сто лет.