Важнейшее политическое событие для Поднебесной. В Пекине состоялся пленум ЦК Компартии Китая. По итогам заседания была принята резолюция, одобрившая деятельность Си Цзиньпина на посту генсека партии. Самого Си Цзиньпина решено теперь называть "кормчим китайского возрождения". Таким образом, соратники по Компартии отмечают его роль в истории Китая. Си Цзиньпина как бы сравнивают с одним из важнейших правителей – Мао Цзэдуном, которого принято называть "великим кормчим". Отныне Си Цзиньпин обладает правом на свои теории и концепции, равные по масштабу идеям Мао Цзэдуна и Дэн Сяопина.
Утопающие в красных полотнах и аплодисментах пышные речи недолго оставались за закрытыми дверями VI пленума с его "исторической резолюцией". Под ней китайское Политбюро имело в виду, конечно, роль партии в китайской истории. Тем более что партии в этом году исполнилось ровно сто, а красивые цифры в Китае очень любят. Но историческим документ стал и лично для главы КНР, которому в этой истории партийцы отвели едва ли не ключевую роль.
"C Центральным комитетом Компартии, с товарищем Си Цзиньпином в качестве его ядра, определяющим курс и стоящим у руля, вместе со всей партией, армией и всем китайским народом никакие препятствия и трудности не сдержат продвижение китайского народа вперед", – уверен Ван Сяохуэй, заместитель руководителя комитета общественных связей Коммунистической партии Китая.
После таких эпитетов западные журналисты тут же поспешили с заголовками: "Товарищ Си теперь уже и официально, как Мао, – "великий кормчий". С уточнением: "кормчий китайского возрождения". И звучит красиво, и близко к тексту.
"Твердо поддерживая позицию генерального секретаря Си, независимо от того, с какими бурными волнами мы можем столкнуться, мы всегда сможем оставаться спокойными и собранными", – отметил Цзян Цзиньцюань, директор Канцелярии политических исследований Центрального комитета Коммунистической партии Китая.
Вообще-то слово "чжандочжэ" хоть и переводится как "рулевой" и "кормчий", но Мао в Китае все-таки называют иначе – "дошоу". Суть вроде бы одна, но Си в Китае – это все-таки Си.
На полках китайских книжных магазинов труды Си Цзиньпина – в обязательном порядке и на самом видном месте. Тем более что книг этих с каждым годом издается больше. Вот и прямо накануне пленума вышла еще одна монография – 50 рассуждений о народном управлении. И такими тиражами может похвастать далеко не каждый автор.
Его труды изучают в школах и вузах. Проводят по ним телевикторины. Анализируют в Высшей партийной школе, которой Си, прежде чем возглавить страну, тоже руководил. А слушатели Академии Компартии отправляются по историческим местам. В одной из таких деревушек – Лянцзяхэ – на фоне транспарантов с цитатами Си – теперь обязательные групповые фото.
Это сейчас Лянцзяхэ – место туристического паломничества. А более пятидесяти лет назад – совершенно нищая деревня, где начиналась трудовая, а потом и политическая биография нынешнего китайского лидера, куда он был сослан, как тогда говорили, на перевоспитание.
То, что будущий лидер изнутри узнал жизнь простого народа – вот в выдолбленной в горах пещере и масляная лампа, и топчан на шестерых – здесь говорят, и помогло добиться головокружительных результатов.
"Это должен увидеть каждый человек, тогда он осознает всю глубину революционных мыслей", – отмечают местные жители. Вот и резолюцию пленума назвали революционной. До этого подобную принимали лишь дважды. В 1945-м – Мао Цзэдун, в 1981-м – Дэн Сяопин.
Хотя бы поэтому Си уже с ними в одном ряду. Но в отличие от предшественников, которые все больше критиковали оппонентов и предыдущий коммунистический опыт, заявляя, что теперь-то уж точно все будет по-другому, сегодняшний глава КНР концентрируется исключительно на партийных успехах. Из последних – победа над коронавирусом и коронакризисом. Прирост экономики, искоренение нищеты. Впереди – общество высокого благосостояния. Для этого и "поступательное движение вперед при поддержании стабильности".
"Следуя призыву и сохраняя согласованность с центральным руководством, мы сплотим всю партию, как кусок нерушимой стали, и пойдем вперед в ногу", – считает Цю Циншань, руководитель Института истории партии и литературы Центрального комитета Коммунистической партии Китая.
Особенность этого пленума еще и в том, что он предваряет важнейший юбилейный съезд всей партии, который пройдет через год и где определят команду китайских руководителей на следующие пять лет, то есть до 2027-го. Ну, а кто эту команду и будет формировать (после такой резолюции), можно не сомневаться. Тем более что с 2018-го ограничений по срокам, чтобы занимать должность главы КНР, в Китае уже нет.