Сейчас на Западе только и разговоров о каких-то таинственных движениях российской армии у границ Украины. Но при чем тут буфер и паровозная труба? Как там пелось в песне? "Мы мирные люди, но наш бронепоезд стоит на запасном пути". Так стоит или стоит под парами?
Конечно, даже мастерские, но архивные съемки – это всегда интересно. Но думаем, что на самом деле москвичи сразу узнали то, что мы показали: Центральный музей Вооруженных сил на улице еще Советской Армии – вот где стоит бронепоезд БП-43 времен еще Великой Отечественной. Но именно там нас застало еще одно дополнение к ленте новостей – статья о возможной войне за Украину – на фоне ослабления: "У Запада есть очень серьезный резон избежать новой войны, он, Запад, проиграл бы".
Такую мысль высказал тот, кто хорошо известен постоянным зрителям "Вестей в субботу", – Анатоль Ливен, потомок белоэмигрантов, член клуба "Валдай", работающий при этом на ведущие аналитические центры Лондона и Вашингтона. Продолжаем его мысль: "На бумаге у европейских союзников США по НАТО есть сотни тысяч боевых единиц. Но неужели кто-то серьезно думает, что европейские правительства готовы отправить их на Украину? Это также несло бы угрозу мировой войны; а тогда Китай воспользуется войной России и США, угрожая Америке войной на два фронта, на обоих из которых Америку ждет поражение".
Кулуары недавнего совещания в Министерстве обороны РФ. Форма здесь не только армейская. Представлены были и другие силовые ведомства. В штатском – глава Службы внешней разведки Сергей Нарышкин.
"Вообще все, что сейчас происходит вокруг этой темы, – это, конечно, злонамеренная пропагандистская акция Госдепа США. Он накачивает этими фальшивками, этой ложью и своих союзников, и руководителей средств массовой информации, руководителей политологических центров Соединенных Штатов Америки, чтобы они эту ложь множили, множили и множили. И они вокруг этого раздули довольно большой пузырь", – считает Нарышкин.
Справедливости ради: тот же Анатоль Ливен призывает к компромиссу Запада и России. Но звучит, как принято говорить теперь, алармистки: "Что касается США и НАТО, то, скорее всего, они не вмешаются, как это было с отсутствием помощи Украине в 2014 году и Грузии в 2008-м. Если это произойдет, то последствия будут катастрофическими. Помимо угрозы ядерной войны российские силы колоссально превышают не только украинские, но и те, что могли бы быстро выставить США и НАТО".
В Национальный центр управления обороны на Фрунзенской набережной Нарышкин приехал и сел в президиум с министром обороны Шойгу как глава. Российского исторического общества. При содействии РИО завершены съемки художественного фильма о Нюрнбергском процессе, когда победители-союзники (Москва, Лондон и Вашингтон) вместе судили нацистских преступников. Теперь эти декорации, максимально приближенные к реалиям, РИО хочет передать Министерству обороны в парк "Патриот". С этим Нырышкин пришел к военным.
"Конечно, мы не просто найдем место, а достойное место в парке "Патриот", потому что на сегодняшний день это самое посещаемое место из музейных комплексов в нашей стране. Только в этом году его посетили более 2 миллионов человек", – сказал министр обороны Сергей Шойгу.
В Москве призывают, не забывая о прошлом, думать о будущем общей для всех нас Европы, пусть даже в советской России стеснялись памяти о Первой мировой войне.
Экспозиция о Первой мировой развернута теперь в том самом Центральном музее Вооруженных сил. Характерный случай, как о деде-участнике Первой мировой рассказывает директор музея Александр Никонов.
- Что вы знали о своем деде?
- Мое детство проходило в Подмосковье, в Бронницком районе. Дед был златариком, потом ювелиром. Знал я, что дед – участник Первой мировой войны. Это еще даже до Первой мировой. Это 1913 год. Что я помню в детстве? Была такая бритва, ее опасной называли. И вот этой бритвой мой дедушка что-то обрезал на своей подошве. Я говорю: дедушка, а что ты делаешь? Он говорит: да у меня палец растет из этой подошвы. Я потом так и думал, что правда палец в подошве растет.
А что на самом деле? Воевавшая тогда за общую Европу (и в Европе) русская армия обнаружилась. Хотя многое стало ясно и про тогдашний Восточный фронт, когда РИО выявила соответствующий забытый архив в Сибири, в Тобольске, и вместе с Минобороны его оцифровало.
"Благодарен Министерству обороны и лично Сергею Кужугетовичу за то, что еще в 2013 году вы поддержали инициативу Российского исторического общества о создании электронной картотеки потерь России на фронтах Первой мировой войны", – отметил Сергей Нарышкин.
- Я, извините за такое выражение, прибалдел, когда залез в вашу базу данных героев Первой мировой войны и немедленно нашел своего прадеда. И выяснил, что он был контужен на австрийском фронте в июле 1917-го. А откуда это база взялась, Сергей Евгеньевич?
- Мы получили информацию о том, что она существует, и пришла идея вместе с Министерством обороны провести большую, масштабную работу по оцифровке. Работа длилась несколько лет, потому что это база содержала около 7 или 10 миллионов карточек, – рассказал Сергей Нарышкин.
- Отчетно-осведомительная карточка моего дела. Он попал в госпиталь, был ранен. Были обморожены ноги у него, – продолжает свой рассказ Александр Никонов.
- Получается вы, директор Центрального музея Вооруженных сил, не обладали доступом к этой базе данных? А они вот сделали! Молодцы!
- Да. Вот такая история.
А мой прадед Точин Николай Дмитриевич был, оказывается, контужен в рядах 452-го Кролевецкого полка у села Потуторы в нынешней Тернопольской области ныне независимой Украины.
Во время съемок у бронепоезда про нее, про Украину, от американского агентства Bloomberg узнаем, что подготовка России к "вторжению" туда затронула уже, оказывается, даже Камчатку, куда якобы были передислоцированы силы на случай "глобально войны", пусть и с задержкой: "Любое крупномасштабное вторжение России на Украину вряд ли возможно раньше января – из-за илистого грунта, теплой погоды и необходимости в дополнительных войсках".
Как глава не только РИО, но и прежде всего СВР Нарышкин говорит следующее: "Цель – попытаться толкнуть малоконтролируемую киевскую власть с новой силой разжечь тот конфликт, который происходит на востоке Украины. Причем для Соединенных Штатов Америки Украина во всей этой истории – это расходный материал. Но есть желание разжечь конфликт с новой силой. Нам, конечно, нужно сохранять выдержку и укреплять обороноспособность нашей страны".
Так обороноспособность или способность нападать? Вот еще из Анатоля Ливена: "Разведданные о российских планах могут быть преувеличенными, воображаемыми или сфабрикованными".
- Если послушать американцев, то в ближайшие недели должно состояться российское вторжение на Украину. Откуда ноги растут? Потому что ведь ерунда!
- Да, должен всех успокоить, ничего такого не будет, – подчеркнул Сергей Нарышкин.
По уму, о чем все и пишут, это действительно никому не нужно. Зачем нужны старые песни?