Показать истинное лицо войны – такую цель преследовали кинематографисты, рисковавшие жизнью ради документальной правды. А теперь уже наши современники снимают кинопосвящение своим предшественникам, совершившим настоящий подвиг в годы Великой Отечественной и получившим первый советский "Оскар".
Над головой пролетают снаряды, пальцы болят от мороза, в руках – кинокамера, которая то и дело отказывается работать. Так операторы-фронтовики в декабре 1941 года снимали главный киношедевр войны – документальную ленту "Разгром немецких войск под Москвой".
"В тот момент, когда летит снаряд и надо падать, пригибаться, зарываться в землю окопа, оператор должен какими-то усилиями античеловеческими встать во весь рост и снять панораму, потому что тогда будет видно поле боя, тогда будет кадр, будет композиция, будет глубина", – поясняет режиссер фильма "Первый Оскар" Сергей Мокрицкий.
Свой фильм он задумывал как посвящение подвигу кинематографистов, которые ради правды рисковали собственными жизнями. Именно они смогли открыть всему миру глаза – показать истинное лицо гитлеровской Германии. А "Разгром немецких войск под Москвой" стал первым советским фильмом, получившим премию "Оскар".
"Это действительно была неизвестная история. Мы решили ее открыть. Открыть наших великих предков, наших великих учителей, операторов, рассказать об их подвиге и о том, что именно они получили первый советский "Оскар", – подчеркивает продюсер картины, генеральный директор ГБУК "Московское кино" Наталья Мокрицкая.
"Первый Оскар" – историческая драма, наполненная не только войной, но и любовью. В центре сюжета – судьба двух молодых кинооператоров, которые влюблены в одну и ту же девушку. Они абсолютно не похожи друг на друга, у них разные взгляды как на творчество, так и на жизнь. И им предстоит непростой выбор между долгом и чувствами.
Иногда фронтовым операторам приходилось самим брать в руки оружие. Многие из них погибали в сражениях. И то, что мы знаем о войне сегодня, это те кадры хроники, которые им удалось добыть для потомков. Увидеть войну с необычного ракурса – через объектив кинокамеры – можно будет с 24 марта. А до премьеры еще остается время повторить историю.