30 рублей за 100 километров пути или вообще бесплатно. Возможно ли такое? Да, если вы за рулем электромобиля. Только нужно, чтобы на парковочном месте возле дома или работы был доступ к электричеству. Правда, от обычной розетки машина заряжается медленно, порядка шести часов. А что если этого времени нет и тебе нужно заправится в городе? Понадобится так называемая быстрая зарядка, которая преобразует переменный ток в постоянный и уже его предлагает машине. Чтобы напитать аккумуляторы, уйдет 20 минут.
"Зарядная станция может одновременно заряжать три автомобиля, она имеет три коннектора и три независимых стандарта. Единственное, что мощность, которую она потребляет – порядка 50 киловатт – она будет делить между этими автомобилями", – рассказал руководитель департамента разработок и технической поддержки компании-разработчика Андрей Зданевич.
50 киловатт – мощность немалая. Чтобы во время работы станция не перегрелась, внутри есть вентиляторы, от этого и шум. Можно было бы обойтись без них, но тогда устройство получилось бы втрое больше. Инженерам же важно, чтобы оно было компактным и без труда размещалось в любом месте – например, на существующей автозаправке или на парковке торгового центра.
Кстати, в будущем подобные устройства могут стать роботизированными. Что это значит, решили показать студенты "Сколтеха". Машина подъезжает к зарядке, от которой отделяется манипулятор, который самостоятельно берет нужный провод и тянется к разъему электромобиля.
"Здесь используется классифицирующая нейронная сеть, которая определяет тип розетки и в зависимости от этого выбирает правильный кабель, который нужно вставить", – демонстрирует устройство студент "Сколтеха" Вячеслав Мартыненко.
Далее искусственный интеллект определяет, где и под каким углом находится эта розетка, и ловко попадет в нее. Важно, что он делает это безошибочно: водители должны довеять роботу и не бояться, что он поцарапает кузов.
"В нашей стране любят спешить, и нужно это для экономии времени. Сейчас мы тестируем систему, но я уверен, на многих зарядках через 15 лет такие системы будут стоять и заряжать электрокары автоматически", – говорит студент "Сколтеха" Олег Саутенков.
Фантастика! А ведь еще года три назад в России было не больше 50 электрозаправок. Сегодня их почти пятьсот, правда, львиная доля – в мегаполисах. Но к 2030-му, если верить чиновникам, число зарядных станций должно вырасти чуть ли не в сто раз по всей стране, и владельцы электромобилей почувствуют себя свободно не только в пределах своего города.