Безграничное мастерство, артистизм и пластика. Представительница российской школы художественной гимнастики Лала Крамаренко стала победительницей международного турнира "Небесная грация", который прошел в Москве. Инициатором состязаний выступила прославленная олимпийская чемпионка Алина Кабаева. Первый экспериментальный турнир призван возродить золотой век российской художественной гимнастики.
Первое место – Лала Крамаренко, Россия. Лала и Ирина Винер выходят из зала и даже не знают, с каким отрывом.
– 14 баллов отрыв от второго места. Поздравляем! Все получилось?
– Нет
– Нет?
– Пока нет.
Получилось не все. У гимнасток Ирины Винер других ответов не бывает, даже когда золотая медаль.
Требовательность к себе, перфекционизм – это у всех подопечных Винер, по каким правилам бы они ни выступали. На ковре Лала показывала такие элементы, про которые художественная гимнастика забыла – их просто убрали. Слишком сложно, а баллы не дают.
Именно в этом была идея турнира – вернуть гимнастике красоту, зрелищность, как было 20 лет назад. Эксперимент.
– "Эксперимент" – такое слово очень коварное, потому что эксперименты, мы знаем прекрасно, они не все удаются. Ощущения какие, вот вы выдохнули? Эксперимент удался, все так, как вы задумывали, или нет? – спрашивает корреспондент.
– Вы знаете, эксперимент был сложным действительно, потому что мы за два месяца подготовили этот турнир, – отвечает Алина Кабаева. – За месяц девочки подготовили новые правила, потому что только недавно вернулись с чемпионата мира. Поэтому, конечно, было сложно всем: и организаторам, и судьям, и спортсменам, и тренерам. Потому что это действительно по новым правилам мы сняли все ограничения, и нужно было делать больше элементов, чем на официальном турнире. Но все, что я задумала, у меня получилось. Я рада.
Всем было интересно экспериментировать, но особенно спортсменкам. На ковре совсем девочки. Сложнейшие элементы Кабаевой они видели только по телевизору: прыжок-кольцо в Сиднее, прыжок в продольный шпагат в Афинах.
На вопрос, правда ли, что эти элементы она видела только по телевизору, молодая спортсменка Роза Абитова отвечает: "Так и есть, по телевизору. По телевизору Олимпиаду когда смотрела в 2004 году в Афинах, только тогда. Я никогда не делала эти элементы, и пришлось за месяц подстроиться и нарабатывать их".
В прошлое вернулись все, даже жюри. На турнире судьям вернули карточки, все знали, какими будут элементы, как раньше? Перемены? Прогресс не всегда приносит нужный результат.
– Ну просто тут я никакого прогресса вообще не вижу, потому что у нас очень много сложных элементов вообще убрали из правил. Я не знаю, я не понимаю, что происходит вообще в художественной гимнастике. Мне хочется тоже больше объяснений, но они сделали "открытую оценку". Что такое "открытая оценка"? То есть предмет, вот сколько ты наработал, предмет, там бросков, рисков, столько ты получил. А тело ограничили. И даже сейчас у нас по новым правилам есть ограничения, делаешь только сложные девять элементов. Почему девять, почему не десять? Когда мы выступали, мы делали по 20, по 25 элементов, может быть, это тоже где-то перебор. Это было тоже сложно, это было интересно, понимаете, это было зрелищно. Нам аплодировал весь мир именно за это, – говорит Алина Кабаева.
2000-е были золотыми временами гимнастики. Немыслимо сложные элементы Алина Кабаева делала с улыбкой, летая по ковру, как будто не было многочасовых изнурительных тренировок у станка.
– Для вас лично, вот эта гармония, красота, чистота, знаменитая, она была настолько важна, не готовы были не от чего отказаться? – задает вопрос журналист.
– Я даже не могла себе представить, что я могу какой-то элемент убрать. Или например, пропустить. Такое тоже могло быть. Ты же готовился, ты же умеешь делать эти элементы, они сложные. Они тогда, конечно, так "дорого" не стоили, но ты понимала, что это уникальность такая, это легко, это так красиво. Причем ты завораживаешь зрителей этими элементами. Этот вид спорта становится интересней почему? Потому что его усовершенствуешь своим телом. Нет предела совершенству. Поэтому я даже не представляю, как можно, чтобы мне сказали: нужно упростить. Я бы не смогла в это время, наверное, выступать, – признается Алина Кабаева.
Самые простые вещи работают лучше всего. Можно долго говорить, что потеряла гимнастика, какой красивой и зрелищной была раньше. А Алина Кабаева просто позвала в Москву лучших гимнасток мира и попросила показать, как это может быть красиво, если эти забытые элементы снова вернутся на ковер.
– Вы уже сказали, что турнир должен стать ежегодным. Такова задача, и задача все-таки работать с Федерацией. Есть шансы запустить этот диалог? – спрашивает корреспондент.
– Конечно, есть. Потому что, во-первых, они нас приглашали до пандемии, во-вторых, я состою в комиссии послов при ФИШ – при Федерации международной гимнастики. Мы, конечно, с ними будем общаться, работать. И новый президент техкома из Египта тоже нам прислала официальное письмо. Потому, что мы ее приглашали. И она нам сказала, что да, спасибо большое за приглашение, к сожалению, не смогу в это время приехать, но мне очень интересно услышать ваше мнение и вашу перспективу развития нашего вида спорта. Так что я надеюсь, что эта встреча скоро состоится, именно для этого это все и делается. Но турнир все равно будет ежегодным, – говорит Алина Кабаева.
– Спасибо большое.