Тема:

Крушение Boeing-777 под Донецком 5 месяцев назад

Гибель рейса MH17: суд придерживается канонической версии

В суде Нидерландов 20 декабря вновь начали рассматривать дело о крушении малайзийского "Боинга" в Донбассе в 2014 году. То, что не укладывается в каноническую версию катастрофы, а именно: во всем виновата Россия, отметается сразу и безапелляционно. И наоборот, любой довод в защиту Украины ложится в доказательную базу.

Дело о крушении в Донбассе малазийского "Боинга" 20 декабря вновь начали рассматривать в суде Нидерландов. При этом позиции обвинения и доказательства с прежних заседаний остались такими же невнятными и противоречивыми.

Голландский суд возобновил слушания, как и ожидалось, с отказа. На этот раз судьи отклонили требование адвокатов обвиняемого Олега Пулатова включить в досье показания свидетеля, который утверждает, что "Боинг" не мог быть сбит ракетой зенитно-ракетного комплекса "Бук".

"Суд отклонил запрос защиты обязать прокуратуру предоставить все документы, касающиеся свидетеля S45", – заявил на заседании судья Хендрик Стинхейс.

То, что не укладывается в каноническую версию катастрофы, а именно: во всем виновата Россия, отметается сразу и безапелляционно. И наоборот, любой довод в защиту Украины, над территорией которой и был сбит пассажирский самолет, ложится в доказательную базу.

"Каким образом вам удалось опровергнуть факт принадлежности ракеты Украине? Доподлинно известно, что она находилась в распоряжении украинских вооруженных сил начиная с 1986 года", – задала на одной из пресс-конференций неудобный вопрос собкор "Вестей" в Европе Анастасия Попова.

И получила путаный ответ: "У нас есть собственные данные и наши собственные эксперты. Они представили свои выводы. Также мы изучили данные, предоставленные Россией. Однако этого было недостаточно, чтобы точно определить, что случилось с ракетой. Мы объясним это в другой раз".

А еще эти шифровки с номерами засекреченных свидетелей – это тоже для того, чтобы никто ничего не смог опровергнуть.

"Куда-то, непонятно куда, исчезли показания украинского диспетчера. То есть эти показания есть, но самого диспетчера на суде нет. Есть лишь изложение того, что он говорил. То есть ничто не мешает киевским властям полностью фальсифицировать его рассказ", – отмечает эксперт Юрий Кнутов.

Помочь в расследовании могли бы Соединенные Штаты. Их всевидящими спутниками усеян ближний космос, и старт "Бука" они бы точно разглядели. О чем американцы и поспешили заявить. Но...

"Когда попросили предоставить копии этих снимков, американцы вдруг отказали. То есть сразу же возникает вопрос, что этих снимков нет, а заявления Пентагона и заявления Вашингтона о том, что они смогли зафиксировать старт ракеты с территории ДНР на самом деле являются фальсификацией", – комментирует ситуацию Кнутов.

Нельзя считать серьезными и данные проведенного на Украине в 2016 году натурного эксперимента по подрыву ракеты возле фюзеляжа. Совместная следственная группа уложила боевую часть на землю, огородила деревянными щитами и взорвала.

"Нету обоснованных доказательств, откуда изъяты эти поражающие элементы. Не доказано ничем. На фюзеляже нет отверстий, подтверждающих форму бабочки, форму двутавра. А натурные эксперименты показали, что двутавр оставляет четкие следы. Окончательный отчет, который был представлен, показал лишний раз, что перед комиссией стояла задача все подогнать под уже озвученную и представленную версию" – считает бывший уполномоченный представитель от России в расследовании катастрофы, заместитель руководителя Росавиации Олег Сторчевой.

На самом деле ракета "Бука" должна была взрываться над кабиной самолета. И эксперимент, проведенный компанией "Алмаз-Антей" еще в 2015 году, как раз все это и учитывал.

И вот тут становится понятно: поражающие элементы в виде двутавра оставляют хорошо различимые отверстия в виде бабочки. Такие действительно используются при изготовлении ракет модифицированной версии 9М38М1, которые стоят на вооружении российской армии. Но на месте крушения малазийского "Боинга" было найдено всего два таких осколка, и то отдаленно похожих, из 370. То есть и тип ракеты был определен неправильно. И по всем признакам "Боинг" сбила ракета старой модификации 9М38.

"29 декабря 1986 года была отправлена железнодорожным транспортом в войсковую часть № 20152. Достоверно известно, что ракета воинской частью была получена. Ее действительное наименование – 223-я зенитная ракетная бригада", – указывает военный эксперт Николай Паршин.

Теперь это 223-й зенитно-ракетный Теребовлянский полк вооруженных сил Украины. В 2014 году он участвовал в операции в Донбассе. Логично было бы, если бы голландский суд запросил у Украины материалы учета этого боеприпаса. Зато в основу обвинения легли сканы и видеоролики из соцсетей. И даже рисунки.

"Вот это одно из доказательств, на которое ссылается прокуратура. Это кто-то из свидетелей нарисовал такой, даже не знаю, как это назвать, это больше похоже на рисунок трехлетнего ребенка. Это доказательство, что предоставляет прокуратура в суде, обвиняя четырех человек в убийстве такого количества людей", – отмечает адвокат одного из обвиняемых Олега Пулатова Елена Кутьина.

И вот 20 декабря даже голландский прокурор не смог твердо сформулировать свою позицию.

"Сценарий, по которому рейс MH17 был сбит ЗРК "Бук" со стороны населенного пункта Первомайское, мы считаем наиболее правдоподобны", – говорит прокурор Тийс Бергер.

Первомайское – это там, где 17 июля 2014-го стояли ополченцы Донбасса. И это при том, что российская сторона в лице концерна "Алмаз-Антей" многократно и доказательно заявляла, что подлет ракеты к лайнеру мог произойти только на так называемом "пересекающемся курсе", а это исключает районы населенных пунктов Снежное и Первомайский как возможные места пуска. Более вероятно, по мнению российских экспертов, что "Бук" вылетел со стороны Зарощенского, что в 25 километрах западнее и где тогда находились позиции вооруженных сил Украины. Есть видео, из официальной хроники, именно с украинским "Буком" в зоне АТО, ровно накануне катастрофы. Но эти доводы суд не интересуют, а само расследование изначально шло с большими нарушениями

"Комиссия группы нарушала еще раз существующие правила расследования в день катастрофы. Место катастрофы должна быть оцеплено, и ни одного человека тут туда не должно пройти. Каждая деталь имеет значения при расследовании, каждая деталь. Комиссия начала собирать обломки через год. Какие там обломки? Все, что надо, уже убрано, все, что надо, уже подброшено", – заявляет председатель комиссии по гражданской авиации Ространснадзора Олег Смирнов.

В любом случае, имена виновных и сроки наказания нидерландский суд назовет 22 декабря.