"Откалиброванные ответы с сильным направленным сигналом". Эта показательная цитата из американского Wall Street Journal лишь один из многочисленных примеров того, что мировые СМИ слушали Путина, даже внимательнее его западных коллег. Пример: американские, китайские и североевропейские издания неожиданно сошлись во мнениях:
"Путин неоднократно предупреждал НАТО о недопустимости размещения на Украине систем противоракетной обороны, подобных системам, находящимся в Румынии и Польше. При этом он утверждает, что они могут быть "скрытым" наступательным оружием, способным достичь Москвы в течение 10 минут".
"Путин и его страна вели себя очень искренне и дружелюбно по отношению к Западу в 1990-х годах, и русские делали все для улучшения отношений с Западом. Но проблемы с Западом не имеют никакого отношения к идеологии, культуре и правам человека. Если ты способен создать противовес западной гегемонии, можешь отразить ее вторжение, можешь ответить на ее запугивания, ты сразу превращаешься в абсолютное зло".
"Путина больше следует ассоциировать с умным и хитрым уличным бойцом. Образ комедианта или клоуна подходит другому главе государства к западу от Ла-Манша. А вот прилежному социал-демократу Йенсу Столтенбергу следовало бы пройти ускоренный курс европейской истории, желательно с дополнительными модулями по дипломатическому языку и поведению. Он машет красной тряпкой перед носом Путина, что совершенно неразумно, если не сказать опасно".
Пока французская Le Figaro и глава британского МИДа на разных языках называли Путина "хорошим тактиком, который перешел в режим дипломатии", спросившая президента про Украину Дайана Магней из Sky News призналась: Путин убедил!
"Совершенно очевидно, насколько он оскорблен расширением НАТО на восток. Я не считаю, что это всего лишь оправдание. Он искренне говорит, что НАТО обещало советским лидерам не размещать войска за пределами Восточной Германии. Он говорил мне о пяти волнах расширения НАТО, из-за которых безопасность России под угрозой", – отмечает американский телеканал.
Французские и немецкие СМИ подчеркнули: несмотря на эмоции, Путин предлагает Западу не обижаться друг на друга, а поговорить.
"С одной стороны, он напомнил об обозначенных "красных линиях", то есть о расширении НАТО к границам России – очевидно, он говорил об Украине, а с другой, дал понять, что готов решать вопрос с помощью дипломатии, не прибегая к военной силе", – пишут одни.
"Путин постоянно оставляет опцию вступления в диалог с Западом, с США, с НАТО. В итоге он даже может блестяще выступить в качестве того, кто урегулирует кризис", – отметили другие.
Уходящий генсек НАТО Йенс Столтенберг вновь отличился. В лучших традициях того, что историки называют маргинальными теориями, когда отрицаются общепринятые и доказанные вещи.
Столтенберг заявил буквально следующее: "Североатлантический альянс никогда не давал обещаний не расширяться. Собственно, в учредительном договоре нашей организации любая европейская страна может стать членом Альянса".
То, что обещаний был целый ворох, подтверждают десятки документов, и давали эти обещания те, от кого зависела судьба НАТО. На пресс-конференции Владимир Путин подробно остановился на этой теме в ответ на вопрос западных СМИ: может ли Россия предоставить гарантии, что не будет ни на кого нападать?
"Ни одного дюйма на восток, – сказали нам в 1990-е годы. Ну, и что? Надули! – констатировал Путин. – Просто нагло обманули. Пять волн расширения НАТО! И теперь уже, пожалуйста, в Румынии, сейчас в Польше появляются соответствующие системы. Вот о чем речь. Ну, поймите же вы, в конце концов. Не мы кому-то угрожаем. К нам пришли. И теперь еще говорят: нет, теперь и Украина будет в НАТО. Значит, и там будут системы. Или, Бог с ним, не в НАТО, на двусторонней основе будут базы и ударные системы вооружений. Вот о чем идет речь. А вы требуете от меня каких-то гарантий? Вы должны нам дать гарантии, вы! И немедленно. Сейчас".
Это заявление на Западе широко цитировали.
"You must give us guaranties", – переводит Путина на английский CNN.
Размещение систем вооружений на Украине на пороге России явно неприемлемо для российского руководства. Москва извлекла горький урок из того, чего стоит данное Западом слово. Разговоров об общеевропейском доме и гарантиях безопасности было особенно много в 1990 году, когда США, Франция, Великобритания и ФРГ обсуждали с СССР условия объединения Германии. Вот цитаты из рассекреченных не так давно в Вашингтоне документов.
В 1990 году канцлер ФРГ Гельмут Коль на переговорах с Горбачевым говорит: "Мы считаем, что НАТО не должно расширять свои границы".
Вот другая стенограмма: президент Франции Франсуа Миттеран уверяет, что Советскому Союзу будут обеспечены необходимые условия безопасности.
Железная леди Маргарет Тэтчер демонстрирует такой же гибкий подход. А вот заявление госсекретаря США Джеймса Бейкера: "НАТО ни на дюйм не сдвинется на восток". Бейкер дает "железобетонные гарантии".
"Разумеется, должны быть железобетонные гарантии того, что юрисдикция или силы НАТО не будут продвигаться на восток. И это должно быть сделано таким образом, чтобы удовлетворить соседей Германии на востоке", – заявляет тогдашний глава Госдепа Соединенных Штатов Америки Джеймс Бейкер.
Канцлер Гельмут Коль тогда согласился бы и на внеблоковый статус объединенной Германии, вне НАТО, но в период романтической очарованности Западом советским лидерам оказалось достаточно и таких устных заверений, что на Германии Альянс и остановится.
"Вопрос ставился так: это ваша последняя уступка. ГДР выходит из Варшавского договора, в рамках объединенной Германии эта часть Германии является сферой действия НАТО, это ваша последняя уступка. И дальше НАТО ни на дюйм не продвинется на восток", – пояснял советский посол в ФРГ, а с 1989 по 1990 годы заведующий международным отделом ЦК КПСС, доктор исторических наук Валентин Фалин.
Опытнейший Валентин Фалин в разговорах с Горбачевым тогда как раз настаивал, что нужны письменные гарантии.
"Мне он говорит: "Ну, ты немножко тут перебарщиваешь. Я верю их слову", – цитировал слова Горбачева Валентин Фалин.
И вот в Архызе, куда Михаил Горбачев привез на переговоры Гельмута Коля, на знаменитом пеньке, который потом увезли в Германию как реликвию, все и решили.
"Объединение Германии, я считаю, мы сделали правильно со всех точек зрения. Вообще все сделали, как положено", – отмечал потом первый и последний президент Советского Союза Михаил Горбачев.
Теперь, когда Альянс расширился практически до границ России, вновь стала реальной угроза военной конфронтации. Теперь даже некоторые западные участники тех событий посыпают голову пеплом.
"Вы должны понять, насколько я подавлен. Если бы я знал, что 25 лет спустя будет иметь место подобная дискуссия, я бы тогда почесал затылок и сказал: нет, ребята, нам нужен договор письменный", – переосмысливает события 30-летней давности бывший глава аппарата министра иностранных дел ФРГ Франк Эльбе.
Как раз такие юридические гарантии безопасности прописаны в тех проектах соглашений, которые Москва сейчас направила в Вашингтон и НАТО, и которые станут отправной точкой новых переговоров в январе 2022 года.