НАТО во главе с США методично осваивает территорию Украины и превращает ее в плацдарм против России, заявило министерство иностранных дел нашей страны. За последние семь лет Вашингтон выделил Киеву военную помощь на 2 с половиной миллиарда долларов. Еще 300 миллионов планируют передать в следующем году -– в том числе на покупку летальных вооружений. И на этом фоне генсек НАТО Йенс Столтенберг утверждает, что Североатлантический альянс не давал обещаний не расширяться.
Уходящий генсек НАТО Йенс Столтенберг вновь отличился. В лучших традициях того, что историки называют маргинальными теориями, когда отрицаются общепринятые и доказанные вещи, Столтенберг заявил, что Североатлантический альянс никогда не давал обещаний не расширяться: "Собственно, в учредительном договоре нашей организации любая европейская страна может стать членом альянса".
То, что обещаний был целый ворох, подтверждают десятки документов, и давали эти обещания те, от кого зависела судьба НАТО. На пресс-конференции Владимир Путин подробно остановился на этой теме в ответ на вопрос западных СМИ, может ли Россия предоставить гарантии, что не будет ни на кого нападать: "Ни одного дюйма на восток – сказали нам в 90-е годы. Ну, и чего? Надули. Просто нагло обманули. 5 волн расширения НАТО. И теперь уже пожалуйста в Румынии, сейчас в Польше появляются соответствующие системы. Вот, о чем речь. Ну, поймите же вы, в конце концов. Не мы кому-то угрожаем. К нам пришли и теперь еще говорят, нет, теперь и Украина будет в НАТО. Значит, и там будут системы. Или, бог с ним, не в НАТО, на двусторонней основе будут. Базы и ударные системы вооружений. Вот, о чем идет речь. А вы требуете от меня каких-то гарантий. Вы должны нам дать гарантии, вы, и немедленно. Сейчас".
Это заявление на Западе широко цитировали.
Размещение систем вооружений в Украине на пороге России явно неприемлемо для российского руководства. Москва извлекла горький урок – чего стоит данное Западом слово. Разговоров об общем европейском доме и гарантиях безопасности было особенно много в 1990 году, когда США, Франция, Великобритания и ФРГ обсуждали с СССР условия объединения Германии. Вот цитаты из рассекреченных не так давно в Вашингтоне документов.
В 1990 году канцлер ФРГ Гельмут Коль на переговорах с Горбачевым говорит: "Мы считаем, что НАТО не должно расширять свои границы". Вот другая стенограмма: президент Франции Франсуа Миттеран уверяет, что Советскому Союзу будут обеспечены необходимые условия безопасности. Железная леди Маргарет Тэтчер демонстрирует такой же гибкий подход. А вот заявление госсекретаря США Джеймса Бейкера – НАТО ни на дюйм не сдвинется на восток. Бейкер дает – цитата- "железобетонные гарантии".
Канцлер Коль тогда согласился бы и на внеблоковый статус объединенной Германии, вне НАТО, но в период романтической очарованности Западом советским лидерам оказалось достаточно и таких вот устных заверений – что на Германии альянс и остановится.
Валентин Фалин, в 1971–1978 гг. посол СССР в ФРГ, в 1989 – 1990 гг. – заведующий международным отделом ЦК КПСС, доктор исторических наук: "Вопрос ставился так, вот это ваша последняя уступка. ГДР выходит из Варшавского договора, в рамках объединенной Германии эта часть Германии является сферой действия НАТО, это ваша последняя уступка, и дальше НАТО ни на дюйм не продвинется на восток". Опытнейший Валентин Фалин в разговорах с Горбачевым тогда как раз настаивал, что нужны письменные гарантии: "Мне он говорит: "Ну, ты немножко тут перебарщиваешь. Я верю их слову", – вспоминает он.
И вот в Архызе, куда Михаил Горбачев привез на переговоры Гельмута Коля, на знаменитом пеньке, который потом увезли в Германию как реликвию, все и решили.
"Объединение Германии я считаю, что мы сделали правильно со всех точек зрения. Вообще все сделали, как положено", – говорил тогда Горбачев.
Теперь, когда альянс расширился практически до границ России и вновь стала реальной угроза военной конфронтации даже некоторые западные участники тех событий посыпают голову пеплом.
Франк Эльбе, в 1989-1990 гг. руководитель аппарата министерства иностранных дел ФРГ: "Вы должны понять, насколько я подавлен. Если бы я знал, что 25 лет спустя будет иметь место подобная дискуссия, я бы тогда почесал затылок и сказал "нет, ребят, нам нужен договор письменный".
Как раз такие юридические гарантии безопасности прописаны в тех проектах соглашений, которые Москва сейчас направила в Вашингтон и НАТО, и которые станут отправной точкой новых переговоров в январе.