Расплатятся ли надзиратели за побег заключенных? В Истринском суде началось слушание по существу дела полицейских, во время дежурства которых из режимного учреждения смогли выбраться пятеро арестантов, в том числе рецидивист Александр Мавриди, обвиняемый в убийстве бизнесмена Владимира Маругова.
Автозак у здания городского суда Истры появился с опозданием почти на 2 часа. Спецтранспорт с сотрудниками истринского ИВС, обвиняемыми в превышении должностных полномочий, угодил в предновогодние пробки. Но все же довез Сергея Лаврентьева и Елизавету Бурдаковскую до скамьи подсудимых для участия в первом заседании по делу о пособничестве в дерзком побеге, который произошел в ночь на 6 августа. Дежурного Сергея Лаврентьева и его коллегу Елизавету Бурдаковскую задержали к вечеру того же дня, когда рецидивист Александр Мавриди, обвиняемый в убийстве колбасного короля Владимира Маругова, в компании четверых домушников из Молдавии сумел выбраться из камеры СИЗО и покинуть стены режимного учреждения. Сообщники Мавриди бегали недолго: одного за другим четверых беглецов задержали. После они назвали организатором побега именно Александра Мавриди, которому якобы активно помогали с воли.
- Там были болты ослаблены на замок, и он открутил просто руками.
- То есть болты заранее кто-то открутил?
- Да.
- Вы считаете побег был подготовлен?
- Да, они берут деньги, оперативные, не то, что ребята в ИВС работают, а именно оперативные, они знают этого Мавриди, что у него денег много, не могут успокоиться от его богатства.
Мавриди скрывался больше месяца, его взяли на выходе из продуктового магазина в столичном районе Митино. Так беглый рецидивист вернулся в камеру. Сейчас он находится в подмосковном СИЗО в Ногинске. Заключенный хмур и немногословен. Не исключено, что Мавриди уже прояснил некоторые неизвестные ранее детали побега. Полицейских, дежуривших тогда в СИЗО, сразу поместили под стражу. Позднее фигурантом дела о побеге стал на тот момент временно исполняющий обязанности начальника истринского ИВС Андрей Старшинов, ему избрали меру пресечения в виде запрета определенных действий. Параллельно с поисками беглых преступников следователи проводили допросы и выясняли, как именно работники изолятора могли быть причастны к побегу. Бывший сотрудник ОМВД России по г.о. Истра, обвиняемый Сергей Лаврентьев виновным себя не считает, он никакого содействия не оказывал, денег и подкупа не было. Он не досмотрел. Обвиняемая Елизавета Бурдаковская совсем немного успела поработать в изоляторе. Она говорит, что у нее каждую ночь перед глазами стоит эта сцена. Она бы пошла останавливать беглецов, хотя тревожная кнопка не работала. Но ее вина в том, что ее вовремя не разбудили. Никаких хождений по камере, выводов она не осуществляла и никак к этому побегу не причастна.
В ходе расследования сотрудники Следственного комитета детально изучили все полученные вещественные доказательства: замок, который рецидивисты скрутили с двери в камеру, неработающую сигнализацию, отключенную систему видеонаблюдения, и пришли к выводу, что конвоиры элементарно проспали момент побега.
"Как выяснилось, в тот момент сотрудники полиции спали. Плюс их комната отдыха находится, скажем так, относительно удаленно от камеры. Они элементарно не слышали", – говорит заместитель руководителя 1 управления по расследованию особо важных дел ГСУ СК РФ по Московской области Руслан Юсупов.
О том, что обвиняемые в халатности и превышении служебных полномочий сотрудники ИВС действовали не умышленно, рассказал руководитель главного следственного управления СК России по Москве Александр Стариков: "Мы завершили расследование фактически в отношении сотрудников ИВС. Мы пришли к выводу, что умышленного соучастия, которое бы преступным соучастием, не было. Мы таких доказательств не получили. Вместе с тем, мы считаем, что у нас достаточно доказательств их халатного отношения к службе".
И все же вопросы в этой истории до сих пор остаются. Даже сотрудники ИВС, которые оказались под следствием, говорили, что кто-то все же помог Мавриди и компании организовать побег.
Первое заседание по делу бывших сотрудников ИВС получилось недолгим. Рассмотрели только ходатайство о продлении меры пресечения обвиняемым. По решению суда Елизавета Бурдаковская и Сергей Лаврентьев останутся под стражей еще на 6 месяцев.