Эпитет "аномальный" в оценках погоды, вероятно, будет встречаться все реже. И не потому, что погода вернется в свои климатические рамки. Просто то, что еще полвека назад воспринималось как экстраординарные явления, сегодня превратились в рядовые погодные события.
В метеорологии и климатологии широко распространены средние суточные, средние месячные и средние годовые нормы. Естественно, чем длиннее ряд наблюдений, тем точнее получаются нормы и тем серьезнее выглядят экстремумы. Но вся беда в том, что климат непостоянен – как на временных периодах, равных сотням тысяч лет, так и в масштабах всего лишь нескольких десятилетий.
Из-за этого определить норму оказывается непросто. В самом деле, что считать современным климатом?
Если говорить о масштабах последних сотен тысяч лет, то современным климатом следует считать голоцен, в котором живет человечество, и который длится около 10 тысяч лет. Это в целом теплая эпоха. Однако на этом в общем теплом фоне случилось несколько серьезных откатов в холодное прошлое, причем продолжительностью по несколько сотен лет. Самый известный – это малый ледниковый период XIV-XIX веков.
Есть еще более короткие климатические колебания. На протяжении всей новой эры для климата были характерны циклы с периодом около 30 лет. Например, до современного бурного потепления отмечалась относительно холодная середина XX века, и еще более холодная вторая половина XIX века.
Все рассуждения о нормах касаются лишь периода инструментальных наблюдений за атмосферой, а это максимум 150 лет.
"Мы привыкли уже к другому климату, тот климат для нас уже – серьезное историческое прошлое. Мы живем в совершенно другом климате, и поэтому если температура опустится относительно нынешних привычных температур на 3 градуса, то относительно той прошлой нормы это не будет аномалия. Хотя мы почувствуем, что заметно похолодало, потому что мы привыкли уже к более теплым температурам", – пояснил Владимир Семенов, заместитель директора Института физики атмосферы имени А. М. Обухова РАН, заведующий лабораторией климатологии Института географии РАН.
Ряд инструментальных наблюдений дробится на 30-летние периоды – считается, что за это время циркуляции атмосферы и верхних слоев океана реализуют все наборы своих динамических состояний, в том числе аномальных. Из этого и складывается современный климат.
То есть получается, что в середине прошлого века климатической нормой считался период 1931 – 1960 гг. На рубеже веков – уже 1961–1990. 2022 год станет своего рода новой вехой – теперь все метеорологические характеристики будут сравниваться с нормами за 199 –2020 гг. Климат изменился, стало быть, изменились нормы. Образно говоря, те показатели температуры, которые раньше считались нормальными для Тулы или Орла, стали типичными для Москвы, а климат Калининграда "переселился" в Питер.
Климатические нормы очень важны. Они используются в строительстве, энергетике и других отраслях. Подготовить нормы по всей стране – непростое дело. Здесь и задача на фильтрацию погрешностей, и восполнение в пробелах наблюдений, перенос метеостанций в другие места.
Яркий пример необходимости перехода на новые нормы – средний многолетний сезонный ход температуры в Москве: налицо явный рост температуры, особенно в зимние и летние месяцы, средняя годовая температура выросла почти на полтора градуса, и теперь составляет +6,3 градуса.
"Сравнить это можно, например, с уменьшением отопительного периода в Москве. Он за последние десятилетия уменьшился на 15-20 дней. Можно посчитать, какой от этого может быть экономический эффект. Один из немногих, возможно, положительных эффектов от изменения климата", – отметил Павел Константинов, доцент кафедры метеорологии и климатологии географического факультета МГУ имени М.В. Ломоносова.
Так что Новый 2022 год принесет нам количественное понимание того, насколько изменился климат наших родных городов.