Прорыв в медицине: человеку впервые в истории пересадили сердце от генномодифицированной свиньи. Уникальную операцию по трансплантации провели в США. Пациент уже в сознании и чувствует себя удовлетворительно. Он даже может сидеть, хотя в его груди бьется свиное сердце. Операция длилась более восьми часов. Спустя трое суток врачи уверенно говорят: завершилась успешно.
"Мы были очень довольны, когда, наконец, отключили аппарат искусственного кровообращения. Сердце животного функционировало почти так же нормально, как мы и ожидали. Мы никогда не делали этого на человеке, и я надеюсь, что мы сделали правильный выбор", – говорит директор программы трансплантации сердца Бартли Гриффит
На самом деле у 57-летнего Дэвида Беннота выбора не было. Из-за особенностей заболевания донорского сердца он бы не дождался. А без операции врачи давали не больше полугода.
"Мой отец был на пороге смерти. Врачи говорили, что ему осталось меньше шести месяцев, и что это эксперимент. Но, в конце концов, это была его последняя надежда", – вспоминает Дэвид Беннет-младший.
Идея пересадить человеку органы животных витает с начала века, вспомнить хоть булгаковское "Собачье сердце". Сделать это на практике было невозможно. Иммунитет человека немедленно атаковал орган животного и за считанные часы полностью уничтожал его. Современные генетические технологии позволили замаскировать чужеродные белки, чтобы обмануть иммунитет и сделать орган животного максимально похожим на человеческий.
"Мы модифицировали 10 генов в этом сердце свиньи. Четыре гена были отключены, чтобы контролировать рост свиньи и ее органов. Сотни и тысячи людей во всем мире ждут органов для трансплантации. И если такая пересадка будет разрешена, мы спасем множество жизней", – заявил директор программы ксенотрансплантации сердца Мухаммад Мухиддин.
Изменением генома животных занимается корпорация Revivicor, которая создала первого клона – овечку Долли. Спорные с этической точки зрения эксперименты тем не менее дают результат. В октябре прошлого года пациенту пересадили свиную почку, которая тут же включилась в работу. Но объективно оценить результат трудно: на момент проведения операции мозг больного был уже мертв, а жизнедеятельность поддерживали аппараты.
"Нам нужно получить больше информации юридического сообщества, религиозных лидеров и так далее. Я думаю, что мы готовы в течение следующего года или двух перейти к первым испытаниям на людях", – говорит директор Института трансплантации Лангоне при Нью-Йоркском университете Роберт Монтгомери.
Множество экспериментов было и на животных. Органы генноизмененных свиней успешно пересаживали павианам. Одному процедура помогла справиться с диабетом. Но одно дело эксперименты на обезьянах и совсем другое – на людях. Те же свиньи – носители ретровирусов, которые могут быть опасны для человека. Генетики научили выключать ретровирусы из генома свиней. Но ВОЗ все равно призывает не спешить.
По словам директора ФГБУ "Национальный медицинский исследовательский центр трансплантологии и искусственных органов имени академика В. И. Шумакова" Минздрава России Сергея Готье, ВОЗ наложила вето на использование органов на животных, потому что нельзя исключить переноса каких-либо заболеваний, которые потом отразились бы на человеческом здоровье. Этика и осторожность – то, что остановило эксперименты в этой области в России, хотя начинали работу в области еще 30 лет назад. Президент НИИ скорой помощи им. Н. В. Склифосовского. Могели Хубутия рассказал, что Валерий Шумаков был главным инициатором в 90-х создания таких животных, в частности свиней. И пожелал удачи коллегам, которые все-таки были в числе первооткрывателей. Российские генетики подтверждают: технология американской корпорации им хорошо знакома. Но практические эксперименты не ведутся.
Главный научный сотрудник института молекулярной биологии Дмитрий Купраш объяснил, что 180-ФЗ регулирует работу с клеточными технологиями и регенеративной медициной. Там черным по белому прописан запрет на использование животных клеток какого-либо вида. Это было сделано как раз из опасений вирусов.
Но и без генных модификаций у наших трансплантологов получается творить чудеса. Один из примеров живет с пересаженным сердцем 22 года – его прооперировали, когда только 18 исполнилось. А неделю назад перенес он повторную трансплантацию. Еще два десятка лет в подарок. Врачи очень хотят удивлять и дальше, но главным остается принцип: не навредить.