В праздничные дни многие покупатели с нетерпением ожидали так называемых "новогодних распродаж", когда можно приобрести товары, якобы, всего за полцены. Но так ли это на самом деле? Действительно ли посетителям магазинов удается существенно сэкономить в праздники или же наоборот – их траты сильно возрастают? Как в праздничной суете разглядеть настоящий ценник и не купить ненужные вещи?
- Я заранее готовилась к скидкам, на сайте выбрала горнолыжный костюм. Мы ожидали, что закупимся на всю семью, потому что будет еще дешевле, и тогда вообще классно!
Ожидания Анны Сенокосовой из Волгограда не сбылись, а столь долгожданная распродажа – разочаровала. С недоумением она наблюдала, как костюмы ежедневно росли в цене. Причем, чем меньше дней до распродажи оставалось, тем дороже они становились. А в день скидок – удивлению девушки вообще не было предела.
"Оказывается, цена на 2 тысячи дороже стала, и просто на эту цену повесили бирочку, что это распродажная цена – акция", – удивилась Анна Сенокосова.
Искусственно завысить стоимость товара за несколько месяцев до грядущих распродаж, а потом, якобы, сделать скидку и продать по обычной цене. Это особенно любимая схема недобросовестных маркетологов. Главный секрет – побольше яркой рекламы и громких лозунгов.
Агрессивная реклама в торговых центрах – из каждого отдела. И как тут устоять, когда шанс – последний, а скидка – до 90 процентов. Но не стоит обольщаться. Зачастую, это просто маркетологи манипулируют сознанием покупателей.
Здесь важно все: интерьер магазина, музыка, которую специально подбирают с учетом времени суток, ароматы, доказано – запах кофе, хлеба и кожи стимулируют продажи почти на 20 процентов, освещение и, конечно, цвет ценников – так, желтые увеличивают желание покупки. А красные – просто кричат о скидках.
"На человека, если он не будет критически оценивать – а нужно ли ему это – оказывается множество воздействий, и он станет таким идеальным потребителем. Те самые распродажи, например – купи три ненужные тебе вещи и получи четвертую в подарок", – уверен Сергей Тушев, психолог-консультант.
Культ распродаж пришел в Россию из-за рубежа. Всем известная "черная пятница". В этот день покупатели, словно обезумевшие, сметают все на своем пути. В России подошли к процессу креативно. Распродажи растянулись на недели, а то и месяцы. А реальную скидку можно получить, скорее всего, только на товар, от которого продавцы уже отчаялись избавиться. Чаще – это одежда.
"Основная задача компании в такой ситуации – распродать все остатки, чтобы получить кэш. И тогда скидки там могут доходить и 70, и 90 процентов", – рассказал Александр Шубин, основатель и методологический руководитель решения динамического ценообразования.
- Здесь мы такой импровизированный сделали секонд-хенд…
Анна – один из основателей экологического проекта в Москве. На переработку ей несут, в том числе, и одежду. Причем, зачастую новую, с бирками. В разговорах выясняется, вещи покупались в скидочном угаре. А после, когда пришло отрезвление, оказались не нужны. После этого покупки в лучшем случае оказываются у экоактивистов или отправляются к благотворителям, в худшем – на свалку.
"Сумки – это вообще отдельная проблема: и кожа, и кожзам, искусственный мех и натуральный – не перерабатываются вообще", – рассказала Анна Нафиева, сооснователь экоцентра.
В канун распродаж и праздников активизируются и нелегальные производители. Что называется, под шумок, рынки заполоняет контрафакт. Под видом скидок на дорогие бренды недобросовестные продавцы впаривают доверчивым покупателям дешевые подделки: сумки, одежду, обувь, игрушки, парфюм и даже электронику. Например, только Самарская таможня рапортовала перед Новым годом: изъято свыше миллиона тонн контрафакта. Это не только бьет по экономике, но и опасно для здоровья.
"Продукция практически вся не сертифицирована. Соответственно, при контакте с кожей, при ношении этой одежды, обуви, могут быть какие-то аллергические реакции", – рассказал Рустам Тунтаев, заместитель начальника Самарской таможни.
Ценообразование на непродовольственные товары в России законодательством не регулируется. Это исключительно компетенция продавца. А значит, он может в любой момент цену поднять или снизить. Этим и пользуются недобросовестные торговцы, откровенно наживаясь на распродажах.
- 1399 превращается в 1199! Супер-распродажа!
Ловкость рук и… никаких скидок! В разгар распродаж некоторые торговцы умудряются обещать покупателю выгоду и вдруг продать товар значительно дороже начальной цены. Переклеенные ценники – один из способов таких хитрых сделок. И здесь спасет только собственная внимательность. Формально магазин ничего не нарушает.
"Нужно быть максимально внимательными и отслеживать среднюю цену и обязательно сравнивать ее с ценами на других площадках, чтобы не обмануться", – подсказал Олег Павлов, председатель Общественной потребительской инициативы.
Анна обмануть себя не дала – горнолыжные костюмы с сомнительными скидками не купила. Распродажи теперь воспринимает как рекламный ход. Ведь обещать низкую цену не значит предоставить ее на самом деле.
Все главные новости и видео доступны на медиаплатформе "Смотрим".