В мире – жесткий энергетический кризис, ажиотажный спрос на газ, неуклонный роста цен на электричество и остановки из-за этого целых производств. Один пример с электромобилями, которые вдруг стали нерентабельными, чего стоит. И тут же – судорожные разговоры о санкциях, что есть, собственно, недобросовестная конкуренция. Санкциям же нужно прикрытие в виде красивых слов о сбережении природы, безопасности, свободы выбора, чьего-то разнообразия, защиты территории под названием Украина. И куда ж без нее, демократии... В корне же всего – чья-то беззастенчивая выгода. В итоге – атмосфера обмана, ошибки в стратегических прогнозах и стандартное уже сваливание своих просчетов на Россию.
Все, конечно, знают, что гибридным считается автомобиль, который стартует на электродвигателе, при достижении определенных оборотов переходит на внутренние сгорание, а энергия торможения заряжает аккумулятор для следующего старта. Относительно недавно на рынке появилась новая модель гибрида – здесь есть и бензобак, и плагин для внешней зарядки батареи, мощности которой хватает для того, чтобы обеспечить уже весь цикл движения. Если аккуратно, 60-70 километров по городу можно проехать. И до осени прошлого года по деньгам это было очень выгодно. Но эксперты лондонского Citibank утверждают, что при нынешней цене на электричество в Европе уже дешевле ездить только на бензине.
Хотя электроэнергия облагается пятипроцентным НДС, при том что налоги и акцизы на бензин и солярку в их цене составляют более половины, использование гибрида в Британии, по подсчетам Citibank, сейчас обходится его владельцу на 50% дороже, чем бензинового автомобиля, а с учетом запланированного на весну пересмотра тарифов разрыв может вырасти и до 300%.
"Несмотря на амбиции в области возобновляемой энергетики, Европа все еще импортирует большую часть энергии в основном в виде нефти и газа", – отмечает Citibank.
Использование существенных объемов дорогого газа в генерации означает цепную реакцию в виде высоких цен на электричество. Риск разорения для домохозяйств, предприятий и владельцев электрокаров связан с ценой на газ, которая во второй декаде января снова выросла до 1100 долларов за тысячу кубометров на фоне сообщений о том, что запасы топлива в подземных хранилищах упали ниже 50% от их емкости, – исторический минимум. Электромобиль, на примере которого аналитики британского банка обозначили масштаб проблемы, можно заменить на любой другой электроприбор: телевизор, утюг, стиральную машинку или электрообогреватель. Также подойдет газовый котел или даже термостат на батарее центрального отопления. Желание вывернуть термостат в этот промозглый январский день велико, но домовладельцы боятся, что тепло этой зимой дорого обойдется, когда в апреле придут счета.
Растущая стоимость электричества тащит за собой цены на все. На фоне сокращения производства разгоняется инфляция. Голода в Европе этой зимой не будет, но и привычного изобилия, видимо, тоже. Нидерландские аграрии предупреждают "Все настолько критично, что мы выбрали систему половинного освещения. Некоторые, у кого несколько теплиц, говорят: мы оставляем одну или две пустыми. Но тогда вы теряете столько процентов продукции! Ситуация не может быть более экстремальной".
Непростую ситуацию в Германии усугубляет ультимативная зеленая политика: благодаря ей на континенте немцы оказались в лидерах по ценам на электроэнергию. Перед Новым годом каждая семья получила уведомления о росте тарифов. Не на 400%, как за газ, но все-таки сразу на треть. При этом мелких поставщиков и это не спасает – число банкротств выросло вдвое (39 компаний за прошлый год), а крупные концерны подминают рынок.
Но все-таки что с электромобилями в Германии – стране машин и автобанов? Так ли накладно ездить на электричестве, как утверждают аналитики Citibank? Зная цены литра топлива и киловатт/часа, а также расход того и другого на сто километров, можно было бы и в уме посчитать, но давайте проведем эксперимент. Проедем 20 километров по городу со скоростью от 30 до 50 сначала на бензине, и потом вернемся тем же маршрутом, но уже на электродвигателе. Дозаправимся и сравним чеки.
Электропарк Германии сейчас насчитывает около 440 тысяч единиц. Через десять лет транспортных средств с нулевым выбросом уже должно быть 15 миллионов. Собственно, за счет перевода транспорта на электрическую тягу во многом может быть достигнута цель, которую обозначают немцам их "зеленые" – специалисты по постановке амбициозных задач.
"Вы видите, что задача большая, гигантская. Мы в 2010-20220 годах сократили выбросы в Германии на 15 миллионов тонн в год, а к 2030 году мы должны снизить их в среднем более чем на 40 миллионов тонн", – заявил Роберт Хабек, министр климата Германии.
Вырабатывать энергию для электротранспорта, по планам немецких "зеленых", должны альтернативные источники: ветрогенераторы, солнечные батареи и биомасса. Их нужно больше – на десятки тысяч, на миллионы тонн. Временно партия Бербок – Хабека готова смириться еще и с газом, а вот с атомной генерацией новое немецкое правительство намерено покончить навсегда: три из шести еще работавших в Германии АЭС были остановлены в эту новогоднюю ночь, последние три реактора прекратят работу в полночь 1 января 2023 года.
Упорство немецких властей, в первую очередь "зеленых", в их борьбе с атомными станциями не встречает никакого понимания у соседей. Даже Еврокомиссия внесла ядерную энергетику в перечень климатически нейтральных технологий.
"Эта партия "зеленых" дальше популистская, она оболванивает народ. Они закрыли атомную энергетику в Германии. Это самоубийство для Германии, в которой нет практически ресурсов. У них было 37% атомной энергетики, они фактически убили экономику Германии. Вот весь ответ", – отметил президент Кучатовского института Михаил Ковальчук.
По сути дела, ненавистные "зеленым" уголь и углеводороды пока удерживают энергетиков от того, чтобы повесить на двери табличку "Закрыто". 45% всей генерации в продвинутой Германии сегодня приходятся на уголь, в Голландии он и другие виды ископаемого топлива покрывают 70% потребностей, в Ирландии – 90%.
WSJ сообщает, что одно из самых грязных месторождений в мире – нефтеносные пески в Альберте (Канада) – вышло на рекордные показатели добычи. С 2004 года нефть здесь извлекают карьерным способом, вымывая ее затем из песчаной массы водой, и по технологии гидроразрыва пласта – четыре тонны битумиозного песка дают один баррель сырой нефти. Вот вся их борьба за экологию и климатическая нейтральность в одном снимке: это уже не земной пейзаж, это какой-то Сатурн. При этом чем больше они жгут угля и мазута, тем громче кричат о том, что с этим пора заканчивать: еще денек – и закончим. И с чем они тогда останутся? С навсегда возобновляемыми источниками? Иллюзий на этот счет уже нет, оттого настолько болезненна газовая тема.
Казалось бы, где НАТО, а где энергетика? Все равно туда же. Твит Столтенберг опубликовал по итогам своего общения с главой Международного энергетического агентства. Скорее всего, господин Бироль, забыв добавить, что "Газпром" выполнил все контакты, сообщил Столтенбрегу примерно следующее: "Россия не увеличила экспорт в таких объемах, на которые мы надеялись. Все это привело к нестабильности на рынке и вызвало рост цен". То есть Европа может сколько угодно играть в рынок, разрушая систему долгосрочных контрактов, но если прижмет, "Газпром", вынь да положь. Так это не работает.
"Мы можем поставлять. У нас огромные ресурсы. Но любая добыча – это инвестиционный проект, который требует времени для того, чтобы он окупился, привлечь инвестиции, поэтому должна быть понятная сбытовая политика. Поэтому мы всегда выступали за то, чтобы долгосрочные контракты в первую очередь были той системы энергобезопасности потребителей, которые используют такие энергоносители", – заявил вице-премьер РФ Александр Новак.
И все-таки в прошлом году "Газпром" вышел за рамки долгосрочного контакта и перевыполнил план поставок в отношении Германии на 5,5 миллиарда кубометров. И партии канцлера Шольца не намерены отказываться от такой подушки безопасности
На неделе во французском Бресте глава Министерства обороны Германии Ламбрехт убеждала своих коллег вынести "Северный поток-2" за рамки нового пакета антироссийских санкций по Украине, а ей говорили, что это невозможно: европейская семья, с удвоенной энергией строящая атомные станции, готова сделать немецкому народу очень больно, превратив его в заложники еще и киевского режима. Это в добавок к немецким "зеленым", которые никак не могут принять очевидное: успешное будущее их же климатически нейтральных проектов и прочих электромобилей сейчас и на многие годы вперед зависит от массированных и бесперебойных поставок природного газа, который в известной вселенной бывает двух видов – слишком дорогой и российский.
Между тем в соревновании бензина с электричеством есть победитель. Мы проехали 20 километров на баке в спортивном режиме и сожгли топлива на 3 евро 55 центов. Обратно мы двигались на батарее, и это стоило нам 2 евро 68 центов. То есть в отличие от Лондона в Берлине еще есть смысл ездить на электричестве. Кром того, тут есть один секрет: многие, а может быть, и большинство немцев покупают такие машины не только потому, что такие экологичные, а еще и из-за того, что в каждом городе, даже в самых загруженных районах, для них всегда зарезервированы стояночные места у зарядных станций: четыре часа парковки – бесплатно.