После новогодних праздников по России прокатилась волна смертельных отравлений суррогатным алкоголем. Всего в разных регионах страны погибли 20 человек, еще несколько десятков оказались в больнице. Выяснилось, что у большинства из них на праздничных столах был один и тот же суррогат – вместо этилового спирта там содержался метиловый. Кто поставлял такую отраву?
Многоэтажный дом на улице Мельникайте в Тюмени. Такое жилье эконом-класса в городе называют пансионатами. В новогодние праздники здесь произошло ЧП. В квартире на шестом этаже нашли мертвой супружескую пару. Она кассир, он таксист. Соседи не сразу обратили внимание на то, что их входная дверь была не заперта.
"Ну, думаю, мало ли, вышли куда. 5-го числа с мамой возвращалась – опять. Думаю, ну, мало ли, уехали. И 6-го в магазин ходила в шестом часу, пришла – опять дверь открыта. Постучалась – ноль эмоции. Зашла домой, вызвала полицию. Они зашли, а там два человека", – рассказывает соседка.
Город облетела страшная весть: люди гибнут от суррогатного алкоголя. Спецтранспорт с красным крестом во дворе как вестник беды. Такой обычно приезжает, когда врачи уже бессильны.
В январские каникулы после употребления "паленой" водки в Тюмени скончались девять человек. Отрава разлилась и в соседнем Ханты-Мансийском автономном округе: в поселке Кандинское – восемь смертельных случаев, несколько человек в больнице, в тяжелом состоянии. Некоторых пришлось срочно эвакуировать вертолетами санавиации в столицу региона. Следователи возбудили уголовные дела.
Югорские правоохранители нашли кое-что интересное – кто-то явно избавлялся от улик. Недалеко от поселка в снегу полицейские откопали осколки 300 бутылок, вероятно, недавно наполненных суррогатом. Их мог выбросить один из местных предпринимателей, который продавал смертельно опасный алкоголь. Мужчина арестован. Ядовитое пойло в Кандинское он, предположительно, привез из Тюмени. Там следователи изъяли уже сотни литров ядовитого спиртного.
"По предварительным данным, в состав спиртосодержащей жидкости входил метанол, который является смертельным для человеческого организма. Продукция имела название "Родники Сибири". Изъятые с места происшествия бутылки направлены на экспертизу, довольно-таки большой объем. Экспертные учреждения пока по всем не дали заключения нам", – проинформировал руководитель первого отдела по расследованию особо важных дел СУ СК РФ по Тюменской области Игорь Деев.
Эксперты изучают бутылки с золотым, голубым и синим дозатором. Неизменна лишь этикетка.
Это те самые ядовитые "Родники Сибири". "Паленку" продавали, например, в магазине "Салют". Предприятие явно в упадке. Разбитые окна менять не стали, трещины просто заклеили скотчем и залили монтажной пеной. Тем не менее определенный интерес со стороны покупателей к ларьку все-таки был. Дело в том, что он круглосуточный. И вряд ли после полуночи сюда ходили за продуктами. Не сложно догадаться, что именно продавали. Например, в окошко легко входит бутылка. Продавца вызывали по звонку.
Но сейчас, звони ни звони, уже никто не откроет – магазин закрыт. Его хозяйка Елена Мироевская стала одним из первых фигурантов уголовного дела о массовом отравлении людей. Уже арестованы 14 человек. Один из них – тюменский предприниматель Орудж Мамедов.
Страшно даже представить, что случилось бы с этим мужчиной после употребления всех 60 бутылок, которые у него изъяли следователи. Правоохранители полагают, что Мамедов был перекупщиком: затаривался суррогатом и поставлял его в магазины. Владельцы торговых точек сейчас тоже под арестом. Адилхан Каримов – один из таких.
У Каримова обнаружили почти 4 500 пол-литровых бутылок – убийственная партия. Обвиняемый всячески пытался скрыть свое лицо: натянул маску едва ли не на глаза, на голову надел капюшон, для еще большей конспирации спрятал лицо за листами бумаги. В итоге едва не пробил лбом стену в коридоре суда.
Адилхану Каримову принадлежит этот минимаркет в тюменской новостройке. Сразу после его ареста магазин оказался брошен.
Рядом с кассой – полка с алкоголем. Значит, лицензия на продажу все-таки была. На бутылках – акцизные марки. Вроде бы все легально. Витрина со спиртным есть и в круглосуточном магазине "Рубин" на первом этаже одного из так называемых пансионатов. Заведующий торговой точкой Малик Мамедов тоже в СИЗО.
Входную дверь магазина подпирает бутылка, словно намек на основной ассортимент. Двое покупателей внимательно изучают легальную алкогольную продукцию. Муки выбора – ищут водку подешевле.
Продавец предлагает за 391 рубль. Цена, видимо, кусается. Мужчина берет другую. Поговаривают, что недавно горячительные напитки здесь были более доступными. Покупатели рассказывают, что недавно в этом магазине водка была по 130 рублей за бутылку, а "фунфырики" – по 60.
Закупочная стоимость бутылки ядовитого пойла, предположительно, не больше 70 рублей. Продавали якобы с двойной накруткой. Но цена все равно ниже минимальной, установленной на алкоголь. Одно дело – купить пол-литра легального спиртного, другое – две-три бутылки суррогата. В таких случаях лицензия на торговлю алкоголем – лишь для отвода глаз.
"Конечно же, правоохранительные органы должны выявлять подобные нарушения, пресекать, проводить профилактику подобных нарушений. И довольно часто без привлечения так называемой "помощи" от правоохранителей, конечно же, процветание подобного бизнеса невозможно", – комментирует ситуацию адвокат Антон Матюшенко.
Не исключено, что долгое время некие покровители закрывали глаза и на деятельность еще одного "магазина у дома", где тоже есть окошко и звонок для клиентов-полуночников.
Продажа алкогольной продукции – с 21 часа до 8 утра. Но, по удивительному стечению обстоятельств, круглосуточный магазин перешел на этот режим работы сразу после отравления людей. Видимо, торговать по ночам стало невыгодно.
Гульжан Кутманбекова держит круглосуточную оборону тесного ларька. Ведет учет продуктов, взятых с прилавка на пропитание, чтобы позже работодатель вычел их стоимость из зарплаты.
"Вчера работала сутки, сегодня сижу. Вот записываю себе тетрадь каждый день. Сижу. Беляши, чебуреки вот. Воду пью, кофе пью", – рассказывает о своих буднях продавец Гульжан Кутманбекова.
Она безвылазно сидит на рабочем месте, потому что хозяин магазина сидит в СИЗО. С собой он забрал единственный ключ от двери. Пока продавец отпускала товар с прилавка, владелец точки якобы приторговывал смертельной "паленкой" из багажника машины, припаркованной рядом. У него нашли 80 бутылок.
– Они с акцизными марками были?
– Нет, безакцизная.
– А зачем вам безакцизная?
– Ну, сам выпиваю.
– А не боялись сами пить?
– Да нет, раньше все нормально было.
– Ну а вы не чувствуете себя убийцей?
– Ну, это сложно... Я человеку плохого слова не могу сказать. А убийцей? Как-то нечаянно может что-то. Не знаю, короче, вот так.
Следствие полагает, что ядовитый товар из этого ларька мог лишить жизни нескольких человек.
Несколько месяцев назад ядовитые "Родники Сибири" вылились на Оренбургскую область. 36 человек погибли. Метанол разливали по бутылкам из 200-литровых бочек. Бутлегеры приобрели его под наименованием "ингибитор технический". Это вещество предназначено для изготовления антикоррозийных составов.
Происхождение технического спирта, которым отравились в Тюмени, еще предстоит выяснить.
"Нам принципиально важно, чтобы система контроля и учета метилового спирта была выстроена на профессиональном уровне. Мы должны контролировать каждый литр этого опасного ядовитого вещества, куда и как оно продается и по каким документам, и персональная ответственность тех, кто реализует данную продукцию", – отмечает депутат Госдумы Султан Хамзаев.
Так откуда же тогда текут сомнительные спиртовые родники? С обратной стороны этикетки "Родников Сибири" пояснение: водка не для продажи, а для частного использования. Нет никакой информации о производителе. Журналисты выяснили, что когда-то продукцию со схожим названием абсолютно легально выпускали на заводе под Новосибирском и называлась она "Родник Сибири".
Десять лет назад предприятие закрылось. Корреспондентам удалось отыскать завод, с конвейера которого когда-то сходили тысячи бутылок с горячительным. Сейчас тут изготавливают сэндвич-панели.
"Эти этикетки в свободной продаже есть. Крышки, этикетки. Все это можно купить и на какую-то тару наклеить. Недобросовестные дельцы ожидая получения прибыли, эту продукцию уже заранее готовят к реализации. Понимая, что человеку проще дойти в соседний киоск, чем куда-то идти. А там уже была не была", – говорит заместитель председателя общественного совета при УМВД России по Тюменской области Ярослав Ильин.
На одном из сайтов открыто торгуют липовыми этикетками. В комплекте с таким фантиком идет колпачок с дозатором, подобранным по цвету и названию. Минимальный заказ – от 5 тысяч, не рублей, а штук. Журналисты решили позвонить в эту в контору.
– А что вас интересует, в каких количествах?
– Ну, 10 тысяч я хотел заказ сделать, в частности "Родники Сибири".
– Вас что интересует, только этикетки?
– Этикетки и крышечки.
– 5-10 тысяч – это в основном собираем машину и в транспортную компанию отвозим. У нас производство, и просто нет людей, чтоб мелкие заказы отдавать самовывозом. Возить-вывозить – время тратить. Если там заказ 100 тысяч, то без проблем, подгоняйте машину.
Эти дельцы наверняка понимают, кто и зачем приобретает такую продукцию. Уж точно не какой-нибудь самогонщик-одиночка.
На другом сайте нашелся адрес одной из таких компаний в Новосибирске. Кирпичное строение в промзоне, офис на третьем этаже. Ни вывесок, ни опознавательных знаков. Зато на полках пустые бутылки с этикетками известных брендов. Мужчина, встретивший съемочную группу программы "Вести. Дежурная часть", любезно согласился продемонстрировать образцы.
– Она точно такая, только цвет другой?
– Ну да, цвет какой закажете, такой и будет.
Все изменилось, едва сотрудники фирмы узнали, что перед ними не бутлегеры, а журналисты. Они тут же открестились от объявления в интернете.
– То есть вы никак не связаны с продажей крышек и этикеток?
– Конечно, нет. Ассортимент, который у нас стоит, это стеклотара, все.
Эксперты говорят: это обычный трюк ушлых предпринимателей. Они как бы участвуют в незаконном обороте алкоголя, а как бы и нет.
"Вот ни одного случая, когда бы привлекли изготовителей этикеток и прочих комплектующих для изготовления суррогата, к сожалению Хотя норма Уголовного кодекса, это пособничество, соучастие в том числе, предоставление необходимых инструментов для этого или просто информации", – сетует председатель Национального союза защиты прав потребителей Павел Шапкин.
Не исключено, что в ходе расследования уголовного дела о массовом отравлении станут известны и фамилии вероятных покровителей тюменских бутлегеров. Следователи продолжают выяснять, откуда все-таки бьют смертельно опасные "Родники Сибири".