Извержение подводного вулкана Хунга-Тонга-Хунга-Хаапай у побережья островного королевства Тонга продолжалось несколько дней. Столб пепла поднялся на высоту двадцать километров, волны цунами докатились до берегов Японии, Гавайев и Южной Америки.
Извержения сопровождалось выбросами множества частиц измельченной породы и застывшей магмы. Чем больше и выше столб пепла, тем сильнее загрязненная атмосфера отражает солнечный свет. Все это может сказаться на планетарной температуре.
Доцент кафедры петрологии и вулканологии геологического факультета МГУ им.М.В.Ломоносова, кандидат геолого-минералогических наук Борис Шкурский объясняет: "При извержениях такой мощности влияния на климат случаются. Причем в историческом времени, скажем, при взрыве Тамборы, два года прошли без лета в Европе".
Подобный эффект называется вулканической зимой. Она наступает после извержений с высоким индексом вулканической взрывоопасности -- от шести до восьми баллов. У нынешнего извержения – пять. Однако ученые считают, что оно тоже грозит миру глобальным похолоданием. Климатолог Ким Хольмен даже заявил, что события в Океании замедлят глобальное потепление на несколько лет.
"Островоюжные вулканы значительное количество не только диоксида серы поставляют, но и хлор. – говорит ученый. – Все это, конечно, возмущает нашу климатическую систему на уровне взаимодействия стратосферы и тропосферы. Но у Земли есть некий потрясающий буфер – это Мировой океан, который держит погоду до тех пор, пока он не замерз".
Ученые столкнулись с еще одним странным последствием извержения вулкана, с которым ранее не встречались. На снимках атмосферного инфракрасного зонда через несколько часов после взрыва обнаружили десятки концентрических кругов, протянувшихся более чем на 16 тысяч километров. Волны распространились от поверхности океана до ионосферы, и, вероятно, несколько раз обогнули земной шар. Сейчас специалисты пытаются разобраться в происхождении загадочной серии массивных пульсаций в атмосфере Земли.
Природная катастрофа может сыграть и некую позитивную роль. За последние 80 лет на большей части России, например, январская температура повысилась на 2-3 градуса. При этом в Якутии, Поволжье и северо-западном секторе Арктики эти отклонения еще больше. Пепел, выброшенный вулканом в стратосферу, экранируя солнечную энергию, может сдержать темпы потепления.
После всех крупных извержений, где бы они не происходили, средняя температура в Москве понижалась. Но сила воздействия определяется, насколько далеко вглубь стратосферы попал вулканический пепел. Самое мощное извержение ХХ века вулкана Новарупта охладило столицу только на полградуса. Дело в том, что его пепловый шлейф поднялся лишь на высоту 20 км, впрочем, как и у вулкана Хунга-Тонга-Хунга-Хаапай.
Однако оценить реальное воздействие случившегося извержения на глобальный климат мы сможем уже совсем скоро.