После продолжительной болезни на 78-м году жизни скончался настоятель Вознесенского храма села Охотино Мышкинского района Ярославской области протоиерей Иоанн Гаврилов.
В прошлой жизни, до рукоположения, отец Иоанн был известен как художник Святослав ("Свят-Свят") Гаврилов и художник-постановщик фильмов Андрея Тарковского.
За свою жизнь отец Иоанн дал десятки интервью, хотя и не любил их, старался избегать. Особенно последние годы, когда он служил не только в своем храме, но еще ездил в Учму, куда был назначен в храм преподобного Кассиана и Анастасии Узорешительницы.
Но и биографии своей не скрывал, поэтому было известно, что к Тарковскому Святослав попал практически случайно, на самом деле он с детства мечтал уйти в монастырь. С 9 лет, когда нашел старое Евангелие и прочел его.
Закончив в 1960-м году школу Гаврилов подал документы в духовную семинарию Троице-Сергиевой лавры. Через неделю молодому человеку пришел ответ: Святослава вызвали в райисполком (районный исполнительный комитет Советов народных депутатов) и, пригрозив карательными мерами, поступать запретили, одновременно выдав направление на работу на "Мосфильм": Гаврилов окончил художественную школу.
Первым фильмом юного художника стала "Оптимистическая трагедия", после которого его декорациями заинтересовались режиссеры. Например, Андрей Тарковский. Он-то и дал прозвище "Свят-Свят": по паспорту Гаврилов – Святослав Святославович.
Первый совместной работой с Тарковским стал фильм "Андрей Рублев", к которому Гаврилов рисовал декорации и расписывал Владимирский собор. В "Солярисе" Святослав Гаврилов уже значится в титрах как художник-постановщик.
Началась работа над "Сталкером", куда его пригласила жена Тарковского Лариса. Гаврилов несколько месяцев трудится над декорациями: мучается, просит режиссера объяснить замысел. Тот терпеливо повторяет – фильм о поиске цели, самого себя. О необходимости понять, что "за душу свою, за свой талант спрятанный, нереализованный ответствен сам человек".
Понять, принять это молодому человеку было непросто, и когда работу над фильмом приостановили, Святослав ушел работать в издательство Московской патриархии, и 7 лет иллюстрировал богослужебные книги. Одновременно постоянно ездил в Псково-Печорский монастырь, где работал, молился с монахами, алтарничал в Москве. И то и другое он начал еще во времена работы на "Мосфильме". После чего принял решение стать священником.
Ему пришлось уехать из Москвы: место для священника без образования в семинарии в столице не нашлось. Так началось служение в сельском приходе в Охотино. Хотя поначалу и речи о служении не было: когда он приехал, увидел руины. "Ходил в дом отдыха, просил столы – у них столешницы из икон моего храма были сделаны. Сам писал".
Но прежде того было рукоположение под именем Иоанн (Святослав считается языческим). Выбрать православное имя оказалось несложно: по рассказу матери во время крещения в детстве священник назвал Святослава Иоанном.
С 1990-го года отец Иоанн бессменно служил в Охотино в храме Вознесения, который они с сыном "по кирпичику, по гвоздику за тридцать лет восстановили. В первую очередь восстановили крышу". У храма, кстати, судьба не менее интересная, чем у отца настоятеля: его построил местный пастух, впоследствии ставший губернатором Санкт-Петербурга. Выстроил несколько храмов в Северной столице и один в том месте, где жил в детстве.
С Тарковским Гаврилов больше никогда не встречался, зато отец Иоанн поддерживал отношения с сыном режиссера, Андреем Тарковским-младшим. И даже ездил к нему в Италию.
Но никогда не рассказывал, о чем они говорили.