В пятницу омбудсмен ЕС Эмили О'Райли обвинила Еврокомиссию в ненадлежащем администрировании пандемии; несоблюдении собственных правил о транспарентности управления. Она потребовала законодательных изменений в связи с отказом администрации Урсулы фон дер Ляйен обнародовать детали переговоров с компанией "Пфайзер" о покупке вакцины против ковид. Детали соглашения стоимостью почти 2 млрд евро согласовывались в смс-сообщениях и в WhatsApp.
"Когда речь идет о праве на публичный доступ к документам ЕС, значение имеет содержание документа, а не устройство-носитель или форма изложения. Если текстовые сообщения касаются политики и решений ЕС, их следует рассматривать как документы ЕС. Администрация ЕС должна обновить свою практику регистрации документов, чтобы отразить эту реальность", – заявила Эмили О’Райли, омбудсмен Европарламента.
В официальном заключении О’Райли подчеркивает: доступ к подобного рода информации является фундаментальным правом европейцев.
Документ был опубликован по итогам многомесячного расследования, инициированного после публикации в "Нью-Йорк Таймс" в апреле прошлого года. В нем исполнительный директор "Пфайзер" Альберт Бурла заявил, что переговоры с Урсулой фон дер Ляйен велись путем текстовых сообщений.
Распределение первых партий вакцин по Евросоюзу сопровождалось скандалами и обвинениями в адрес друг друга странами, выходящими в объединение. Пресса потребовала доступа к документации, но увидеть смогла только отредактированные версии некоторых из соглашений.
В Еврокомиссии в пятницу подтвердили получение заключения омбудсмена и намерение дать официальный ответ до 26 апреля. Позиция Брюсселя уже известна: Урсула фон дер Ляйен ничего не нарушила.
"Правила комиссии, насколько мне известно, не предписывают сохранение тем в том виде, в каком они обсуждались в ходе коммуникации, они предписывают хранить документы. То, что рассматривается как документ, каким бы ни был носитель, поскольку это нечто существенное по своей сути, связанное с политикой Еврокомиссии. Необходимо сохранять точность в том, что касается правил. Они говорят про документы, каким бы ни был носитель, будь он физическим или электронным. Это абсолютно не значит, что каждое смс, вотсап и так далее должны сохраняться. Надо различать, идет ли речь о простом телефонном обмене или о документе", – заявил Эрик Маммер, представитель Еврокомиссии.
В свою очередь Еврокомиссар по вопросам юстиции Вера Юрова на письменный запрос парламентариев из Нидерландов ответила: "Из-за своего недолговечного и эфемерного характера текстовые и мгновенные сообщения не предназначены для содержания важной информации, касающейся политики, деятельности и решений комиссии. Поэтому они не квалифицируются как документ, подпадающий под политику комиссии о ведении документации и доступе к ней".
Впрочем, спикер Юровой не исключил, что в ответ на нынешние обвинения Еврокомиссия все же пересмотрит свое отношение к текстовым сообщениям. Других последствий, в частности, для карьеры президента Еврокомиссии, пока в Брюсселе не предвидят.
Урсула фон дер Ляйен не впервые оказывается в центре расследования из-за своих методов работы. В 2019 году она уже сталкивалась с идентичными обвинениями ещё на посту министра обороны ФРГ. Уже тогда журналисты "Шпигель" утверждали, что Урсула фон дер Ляйен предпочитает переговоры по СМС и WhatsApp, не сохраняет сообщения, тысячами удаляя их ежемесячно. Но на вопросы немецких следователей она отвечала, что прочла все тексты перед удалением, и там не было ничего заслуживающего внимания. Несмотря на то, что фон дер Ляйен вынуждена была покинуть пост министра, официальные обвинения против нее в ФРГ выдвинуты не были.