"Многие советы псевдотренеров способны не только навредить человеку, но и привести к трагедии". Это слова вице-спикера Госдумы Бориса Чернышова, который в четверг выступил с предложением разработать схему государственного регулирования деятельности разнообразных коучей.
Начал с того, что спрос на всевозможные онлайн-занятия или курсы стремительно растёт в период пандемии. И хотя в сфере хватает настоящих профессионалов, большинство продавцов так называемого личностного роста оказываются инфоцыганами, чей "продукт не имеет практической ценности".
По этому поводу "Парламентская газета" публикует отдельную сводку со ссылкой на экспертов. Оценивают число российских бизнес-тренеров в полмиллиона человек. Причём половина подтверждают свои компетенции исключительно личными заявлениями, то есть по сути не подтверждают ничем.
Отсюда инициатива Чернышова – подвести активность всей этой публики под единый стандарт. Чтобы отделить реальных тренеров по развитию от лже-мотиваторов и аферистов. А какие конкретно меры тут могут быть приняты?
Где дают знание, а где просто соберут деньги? Причем немалые. Рынок бизнес-тренерства, коучинга и менторства в России оценивается в 75-100 миллионов долларов ежегодно.
Многим таким преподавателям добавляют приставку "псевдо". Вот и назрела идея – отделить зерна от плевел. Кто уму-разуму учит, а кто торгует воздухом и бесполезными советами.
"Сейчас есть возможности ввести порядок лицензирования тех или иных видов деятельности, в том числе и образовательной деятельности. Если человек будет учить нас жизни и рассказывать, как нужно делать, но при этом кроме мобильного телефона и выхода в интернет у него ничего нет, значит мы сразу будем понимать, что качество этой услуги не может удовлетворять и не может быть самым высоким", – отмечает Борис Чернышов, вице-спикер Госдумы.
Дальше – детали, и тут сложнее. А как лицензировать, исходить из каких принципов? Ряд экспертов придерживается строгой планки: например, нельзя же прийти в высшее учебное заведение с улицы и начать читать сопромат или историю зарубежной литературы.
"Либо можно обучиться где-то в любом учебном заведении и получить документ о том, что ты обладаешь этим знанием, либо, если ты вот такой невероятный уникальный, тоже должна быть возможность зарегистрировать эту методику, чтобы она была утвержденной, чтобы она была апробированная. То есть мы должны понимать, какой ящик Пандоры мы сейчас открыли", – поясняет Татьяна Буцкая, первый заместитель председателя Комитета Госдумы по вопросам семьи, женщин и детей.
И действительно, ведь уже существуют марафоны на любой кошелек. Мастер-класс, как составить карту желаний, пить кипяток или прокачать отношения – для всего отдельные тарифы. Десятки, если не сотни блогеров продают якобы секреты, чтобы войти в ресурс. Некоторые даже забывают, когда у них стартует очередной "поток".
Другие торгуют тем, что даже покупать уже не готовы. Блогер Елена Блиновская продавала доступ к закрытым сторис. Обещала делиться откровениями за 10 тысяч рублей. Личные истории пришлись не по душе аудитории. Не оправдала ожиданий. Только за критику подписчики, которые заплатили деньги, отправлялись в бан.
С такими методами не согласны другие бизнес-тренеры, которые четко понимают, кто мошенник, а кто – нет. И которые, в свою очередь, недоумевают, как лицензировать мотивацию.
"Как бы наша инициатива не превратилась в тотальное шельмование. Естественно, есть международная федерация коучинга. Естественно, международная федерация коучинга признана во многих странах и имеет свои ступени сертификации. Есть аспект веры и мотивации. Является ли инфомошенником сержант в армии, который утверждает, что у него просто все вокруг Бэтмены? Он в это верит. Он так мотивирует", – считает Владимир Баранов, профессиональный коуч, психолог, креативный директор интернет-блога.
Вопрос открытый, как и тот, какие санкции для тех, кто продает секреты Полишинеля за тысячи, десятки тысяч рублей? Пока надо разобраться, кто есть кто. Так, в Минтруде уже подготовили профстандарт. А теперь есть еще и запрос с Рособрнадзора, который должен заняться разработкой методологии для выдачи лицензии.
"Рособрнадзор должен определить характеристики, он уже занимается онлайн-образованием, уже выдается на открытие университетов в онлайне. Рособрнадзор должен определить эти критерии, исходя уже из имеющейся практики, и сказать, как та или иная организация может получить право заниматься данным видом деятельности", – поясняет Борис Чернышов, вице-спикер Госдумы.
Может, это знакомое многим: "научим быть богатым быстро, без усилий, но дорого" – канет в лету. А мастер-классы, марафоны, курсы наконец превратятся из обывательских в просветительские. И наконец перейдут из количества в качество.