В российском МИДе сегодня принимали главу британского внешнеполитического ведомства Лиз Трасс. Встреча получилась непростой. Разговор "немого с глухим" – так емко министр иностранных дел России Сергей Лавров охарактеризовал эти переговоры. В закрытой части встречи вообще дошло до курьезных моментов. Когда речь велась о дислокации российских войск на территории Ростовской и Воронежской областей, как пишет "Коммерсант", Лиз Трасс вдруг заявила, что Лондон никогда не признает эти регионы нашей страны суверенными российскими территориями. Впрочем, для Трасс куда важнее было позировать на Красной площади, чем говорить по существу.
В меховой шапке a la Russe глава Форин-офиса возложила цветы к могиле Неизвестного солдата. Накануне в том же образе Элизабет Трасс прогулялась по Красной площади. А еще перед встречей в доме переговоров МИД британский министр побывала в МГУ. Дочь профессора, занимавшегося фундаментальной математикой, Элизабет Трасс получила в подарок от Виктора Садовничего его книгу по функциональному анализу на английском языке. На словах о сотрудничестве в науке британские способности к дипломатии закончились.
Сергей Лавров встречу с коллегой назвал беспрецедентной, ведь отношения двух стран находятся на самой низкой точке, и пора их наладить.
"Я видел текст выступления Бориса Джонсона в палате общин, в которой он высказался за улучшение отношений, затем канцелярия объявила, что вы и глава минобороны отправляются в Россию с целью эти отношения улучшать. Если это действительно задача наших британских коллег, мы, конечно, ответим взаимностью", – заявил Лавров.
Предоставив слово коллеге, Сергей Лавров отказался от помощи переводчика, но нового ничего так и не услышал. Элизабет Трасс просто озвучила тезисы о вторжении на Украину, которые западные политики повторяют с октября. И перешла к угрозам.
"Война на Украине будет катастрофой для российского и украинского народов и для европейской безопасности. НАТО дала четко понять, что война будет иметь последствия и вызовет большие потери", – заявила Трасс.
Как прошли переговоры, журналисты смогли спросить только по видеосвязи: антиковидные меры. Оказалось, встречу можно было провести в прямом эфире, ведь в основном звучали набившие оскомину лозунги. Правда, был эпизод, о котором "Коммерсанту" рассказали два источника, и который, попади он на видео, мог бы прогреметь мощнее, чем слова Трасс про монголов и татар на Украине. Он случился, когда Трасс заговорила об отводе наших сил от границы, а Лавров категорически заметил, что российские войска могут свободно передвигаться по национальной территории.
"После этого он сам обратился с вопросом к британской коллеге: "Вы же признаете суверенитет России над Ростовской и Воронежской областями?"- пишет "Коммерсант".
После короткой паузы глава МИД Великобритании Лиз Трасс заявила, что ее страна никогда не признает суверенитета России над этими регионами. Вмешаться в ситуацию пришлось послу Великобритании в РФ Деборе Броннерт, которая деликатно объяснила госпоже Трасс, что речь действительно идет о российских регионах.
Британские репортеры снова интересовались, есть ли у России хоть какие-то доказательства того, что нападения на Украину не будет. Лавров заметил, что угрожают России, а не наоборот. В целом, резюмирует Лавров, встреча напомнила разговор немого с глухим.
"Это примерно так же, как говорят, что Россия ждет, когда замерзнет земля и станет как камень, чтобы танки спокойно прошли на украинскую территорию. Вот мне кажется, такая же почва сегодня была у наших британских коллег, от которой отскакивали многочисленные факты, которые мы сегодня приводили", – констатировал Лавров.
Не услышали британские партнеры и опасения России по поводу минских соглашений, которые Киев не просто не соблюдает, а демонстративно хочет разорвать, понимая, что ничего за это не будет.
"Это уже точно школа Геббельса, а может, даже превосходит искусство главного пропагандиста Третьего рейха, потому что на голубом глазу произносить ложь, отвергать то, что одобрено СБ ООН и записано черным по белому, и при этом совершенно не беспокоиться по поводу того, что Лондон, Париж, Берлин или Вашингтон его одернет, – это положение достаточно комфортное для демагогов", – сказал глава российского МИДа.
По минским договоренностям Трасс проявила ту же осведомленность, что и по балтийским странам, которые якобы расположены на Черном море. Сказала, Россия должна реализовать договоренность о прекращении огня. Это при том, что Россия не является стороной конфликта. Не смогла дипломат ответить и на вопрос о том, почему чеченских сепаратистов, которые устраивали теракты, Британия поддерживала, а ополченцев Донбасса – нет. Ограничилась общими словами, что война – это всегда ущерб, а Украину надо защитить. На вопрос Лаврова, где же Скрипали, ответа нет. А еще Трасс не стала опровергать утечки из Форин-офиса, согласно которым у Лондона есть целая программа "Подрыв влияния России". Там рассказано в том числе о финансировании российских СМИ и НКО через британские дипмиссии, а также благотворительные фонды ВВС и "Рейтер".
"Наше посольство в Москве сейчас стремится к укреплению связей в таких областях, как наука, математика, культура, однако укрепление этих связей будет обусловлено улучшением в целом отношений между Россией и Великобританией", – заявила Трасс.
После того, как в очередной раз прозвучало слово "деэскалация", Сергей Лавров описал возможный сценарий ближайших событий. Когда закончатся российско-белорусские учения и наши военные, как и планировалось, вернутся домой, на Западе объявят, что подлинно демократическим странам удалось не допустить войны. Такую шумиху российский министр назвал торговлей воздухом.
Едва ли не единственным моментом, когда немой с глухим смогли понять друг друга, оказалось обсуждение Ирана. В 2015-м Россия и Британия были странами, благодаря которым удалось подписать Совместный всеобъемлющий план действий по иранской ядерной программе. В 2018-м из соглашения вышли США. Но сейчас Москва и Лондон едины во мнении, что СВПД удастся восстановить в ближайшее время.