Тема:

Обмен санкциями 4 часа назад

Закрытое небо: чем обернется для Британии запрет на полеты через Россию


GLP

Через российскую территорию пролегает самый удобный, короткий и, соответственно, дешевый авиамаршрут в Азию. Сильно ли российские санкции осложнят жизнь зарубежным компаниям?

Воздушное пространство России теперь закрыто для самолетов Великобритании. Запрет начал действовать 25 февраля. Он распространяется, в том числе, и на транзитные рейсы. Таким образом российские власти ответили на аналогичные ограничения, введенные Лондоном в отношении "Аэрофлота". Известно, что свои воздушные пространства для российских авиаперевозчиков также решили закрыть власти Чехии и Польши. Зеркальным шагом для них станет блокировка российского неба.

Это Транссибирский воздушный коридор. Европейские авиакомпании пользуются им с 1970 года. Маршрут очень востребованный, с каждым годом его популярность растет. Например, в 2014 и 2015 годах количество рейсов в этом направлении увеличивалось на 15 процентов ежегодно.

То, что он так востребован, неудивительно. Транссибирский маршрут – кратчайший путь из Европы в Юго-Восточную Азию. Если самолет летит из Лондона в Токио через Россию, он преодолевает 9 тысяч 500 километров, а в облет через южный коридор получается почти 11 тысяч 200 километров – расстояние увеличивается на 17 процентов.

Короче маршрут – дешевле перелет. Каждый рейс из Европы в Азию и обратно по Транссибирскому коридору – это до 80 тысяч долларов экономии. Плюс продолжительность полета в одну сторону на 3-4 часа меньше, чем через любой другой воздушный коридор.

Хотя альтернативы, безусловно, есть. Наиболее очевидные варианты – уже упомянутый южный воздушный путь и северный маршрут. Кроме того, в Азию можно попасть и кросс-полярным маршрутом, но и здесь путь частично будет проходить над российской территорией.

"Земной шар имеет форму эллипса, и лететь ближе к полюсу всегда короче, чем облетать ближе к экватору. Опять-таки, если попытаться как-то обогнуть через полюс, то они опять упрутся в наши же кросс-полярные маршруты, по которым летают американские самолеты через Северный полюс, опять-таки через территорию России в ту же Юго-Восточную Азию. А если лететь на юг, то это единственный маршрут, по которому можно облететь огромную территорию России. И надо понимать, что сейчас надо еще и Черное море облетать", – говорит Роман Гусаров, главный редактор портала Avia.ru.

По мнению экспертов, при постоянном облете российской территории они рискуют потерять азиатский рынок.

"Британские авиакомпании просто окажутся неконкурентоспособны и потеряют очень доходный рынок", – объясняет Роман Гусаров, главный редактор портала Avia.ru.

Последствия запрета на пользование Транссибирским маршрутом британские авиакомпании ощутили еще 25 февраля. По информации ресурса Flightradar24, как минимум три лайнера воспользовались южным обходным маршрутом.

Если путь на 17 процентов длиннее, то перелет получается до 7 тысяч долларов дороже. Например, если оценить убытки от 70 рейсов, которые Британия запланировала на момент введения запрета, то получится внушительная сумма – почти полмиллиона долларов ежедневно.