В Минобороны РФ сообщили, что в Севастополь были доставлены более 80 сдавшихся в плен украинских пограничников с острова Змеиный, и после юридических процедур их всех автобусами отправят домой на Украину. В Луганской народной республике также добровольно сложили оружие десятки украинских военнослужащих. Некоторые из них получили медицинскую помощь, в которой нуждались. Как к пленным относятся в Донбассе и что они сами рассказывают?
Они добровольно сложили оружие – 17 контрактников из 57-й разведроты ВСУ и служащие национальной гвардии. Все произошло на территории Луганской народной республики. Сдавшихся доставили в одно из военных подразделений ЛНР. Они признаются: думали, к ним будут относится хуже.
Украинскому военному протягивают руку, когда он спускается с "КамАЗа". Обстановка максимально спокойная и даже дружеская.
Всем дали возможность не только позвонить родным. Душ, чистая одежда, горячее питание, осмотр врача. В обязательном порядке каждый из 17 украинских военных подписывает декларации об отказе от участия в боевых действиях против народных республик Донбасса. И более – с этого момента каждый под их защитой.
"Товарищи украинские военнослужащие, вы как лица, добровольно сдавшие оружие, не подвергаетесь никакой опасности, вашей жизни ничего не угрожает. Вы находитесь на территории ЛНР и под ее защитой", – обращается к сдавшимся подполковник народной милиции ЛНР Андрей Марочко.
На такое отношение теперь уже бывшие украинские военнослужащие не рассчитывали. Привыкли к антироссийской пропаганде.
"Конечно, могли бы и не спрашивать, в плен не брать. Но поступили по-человечески, как каждый должен поступать", – говорит один из бойцов ВСУ.
Призвали своих сослуживцев сдать оружие бойцы 53-й бригады ВСУ. Они добровольно отказались от сопротивления на линии соприкосновения в Донбассе. Продолжение боевых действий называют бессмысленным.
"Выбежали на дорогу и увидели – там стояли ваши ребята с техникой, ну, и мы сразу сдались, – вспоминает один из украинских военных. – Покормили, дали воды, сигарет. Мы просили – давали".
Взять в руки оружие их подтолкнуло безденежье и отсутствие работы. Украинские военные признаются: выжить могли только воюя по контракту.
"До последнего не хотел идти в вооруженные силы, но так совпало, что жену уволили с работы, я остался без работы. Двое детей. Средств к существованию не было. Сейчас доплачивают за режим тишины. А заводы повырезали все", – рассказывает украинский военный.
Свой выбор сделал и пограничник Александр Диденко. Место службы покинул также добровольно. Прибыл на территорию России, запросил убежище. В интервью подробно рассказал, зачем и почему это сделал.
"Я пришел к тому выводу, что нужно делать выбор. Быстрее. И по происходящим событиям я видел, как военнослужащие ВСУ относились к местным жителям – с каким зверством, с какой злостью. Вот, мы – восток Украины, вы – запад Украины, они нас всегда отделяли. Мы для них всегда были пророссийскими", – рассказал Диденко.
Бывший украинский пограничник вспоминает: так было не всегда. И отношение к россиянам до 2014 года было другим: "Были отношения до 2014 года мягкие, приятные. Могли встретиться на границе с Россией с соседним нарядом, поприветствовать, пожать друг другу руку и, не оглядываясь, перейти на свою сторону. Но нас настраивали на то, что Россия – это агрессор".
Их учили тому, что друг может быть только на Западе, который помогает в том числе военной техникой. Интересно, что обслуживать ее приходилось таким, как Александр, из личного кармана.
"Все на картинке красиво показывают, но на самом деле приходится скидываться на ремонт нашей европейской техники, – говорит Диденко. – Мы братский народ. Кому мы нужны на Западе? Одни картинки, все только на картинках. Все так красиво, а на самом деле оно не так".
А за этот миф должно быть особенно стыдно лично президенту Украины. С трапа спасательного буксира Черноморского флота "Шахтер" сходят 82 украинских военнослужащих. Они добровольно сложили оружие на острове Змеиный. По версии украинского руководства – погибли в бою. Их даже наградили посмертно.
Каждому выдают бутилированную воду и сухпаек. Далее прохождение обязательных юридических процедур – подписание бумаг о дальнейшем неучастии в военных действиях.
"Моряки Черноморского флота с уважением отнеслись к решению украинских пограничников. Для этого был создан безопасный коридор для вывода из района проведения операции", – сообщил заместитель командующего Черноморским флотом Михаил Ясников.
Их сразу сажают в автобусы. Известен и маршрут: отправная точка – город-герой Севастополь, конечная – город-герой Одесса. Дальше – к родным семьям и к мирной жизни.