Это захватывающая романтическая история любви и испытаний будущей императрицы Елизаветы, дочери Петра Первого. На экране начало XVIII века – эпоха авантюр и безудержных страстей: интриги, погони, дуэли и балы, красавицы в роскошных платьях и храбрые офицеры Преображенского полка.
Главную роль в сериале режиссера Дмитрия Иосифова ("Екатерина. Взлет", "Екатерина. Самозванцы") исполняет Юлия Хлынина. Также в ленте снимались Александр Балуев, Агриппина Стеклова, Виктор Раков, Алексей Агранович и другие звезды кино.
Синопсис
1725 год. Петр I (Александр Балуев) перед смертью переписывает завещание и оставляет управление страной в руках любимой младшей дочери – 16-летней Елизаветы (Юлия Хлынина). Но юная цесаревна отчаянно влюблена и совсем не стремится к власти. Завещание она воспринимает как проклятие. Неожиданно самые влиятельные придворные – вице-канцлер Андрей Остерман (Алексей Агранович) и князь Александр Меншиков (Виктор Раков) – становятся ее врагами. И даже родная мать Екатерина I (Агриппина Стеклова) начинает видеть в дочери исключительно соперницу в борьбе за трон. Против воли Елизавета оказывается в водовороте дворцовых интриг. Но, рожденная царствовать, она должна спасти Отечество от хаоса и смуты.
Режиссер Дмитрий Иосифов: "В первую очередь это история любви юной Елизаветы. И главный конфликт, на который нанизывается все остальное, в том, что власть ей не нужна. В силу фамилии и происхождения Елизавете никуда от нее не уйти, но она искренне не хочет быть императрицей. У нее совершенно другие устремления: она хочет жить полноценной жизнью, хочет любить, хочет беззаботно смотреть на звезды... Но с ней происходят события, которые заставляют ее повзрослеть. К чему Елизавета придет – зрители увидят сами".
Многосерийный фильм "Елизавета" – новая глава из грандиозного исторического цикла "История любви. История России": на "России 1" с большим успехом прошел показ картин, посвященных судьбам Ивана III и Софии Палеолог ("София"), Ивана Грозного и Анастасии Захарьиной-Юрьевой ("Грозный"), Бориса Годунова и Марии Скуратовой ("Годунов"). Правление императрицы Екатерины II в XVIII веке представлено в трилогии "Екатерина". Над сериалом "Елизавета" работала практически та же съемочная группа, что создавала одни из самых рейтинговых проектов телеканала – "Екатерина. Взлет" и "Екатерина. Самозванцы": режиссер-постановщик Дмитрий Иосифов, оператор Максим Шинкоренко, художник по костюмам Светлана Москвина, художник по гриму Артем Демидов. К команде присоединился художник-постановщик Вадим Шафранский.
Историческая справка
В 1722 году Петр I впервые в истории отменил обычай передавать власть прямому наследнику по мужской линии. И оставил право выбора за действующим государем. Через два года император обвенчался с Екатериной (бывшей Мартой Скавронской), она была коронована как императрица. Поэтому, когда Петра Алексеевича не стало, в поисках его завещания с именем наследника были перерыты все бумаги царя, но следов не нашли.
Тайну завещания Петра пытались раскрыть на протяжении многих лет. Выдвигались разнообразные версии, среди которых авторы сериала "Елизавета" выделили одну: невозможно представить, что Петр Первый мог оставить столь важный государственный вопрос нерешенным, а единственным человеком, который никогда не обманул его доверия, была его младшая дочь. Поэтому император, умирая, подписывает завещание в пользу Елизаветы, но документ был похищен. Эта версия научно не доказана, но и не опровергнута. Именно она вдохновила создателей сериала на увлекательную историю с авантюрной интригой. Тем не менее исторические детали и персонажи, факты, события и даты воссозданы в сериале с высокой точностью.
Режиссер Дмитрий Иосифов: "Мы не стремились специально к исторической достоверности, хоть и не отклонялись от нее, это чисто приключенческий жанр, как у Дюма. Вольная фантазия на тему: возможно ли то, что происходит в нашей картине? Да! Мы сделали жанровое, приключенческое, авантюрное кино, и главным для нас было показать живых людей на крутых поворотах истории".
О замысле картины и сценарии
Над сценарием работала большая команда авторов: Дмитрий Иосифов, Лариса Степанова, Александр Топурия, Ирина Зуй и Иван Заваруев. Сценаристы подробно изучали реалии XVIII века: как признавались в любви, как проходили дуэли или пиршества, каким был уклад жизни при дворе. Среди источников их вдохновения – знаменитые труды российских историков, исторический роман Алексея Толстого "Петр Первый", комедия Петра Гнедича "Ассамблея", сценарий Олега Осетинского к фильму "Михайло Ломоносов" и многие другие произведения.
Самым сложным для сценаристов было воссоздать устную речь персонажей. Потому что никаких свидетельств о том, как люди тогда говорили, нет вообще, и речь устная и письменная сильно различались. По-разному говорили люди разных сословий, официальный язык указов отличался от бытового. А надо было сделать так, чтобы все было понятно и чтобы зритель слышал живую, образную, богатую речь.
Неотразимая Елизавета
На роль Елизаветы было более 50 претенденток. Однако на кастинге Юлия Хлынина покорила режиссера и продюсеров проекта буквально с первого взгляда.
Юлия Хлынина: "В начале нашей истории Елизавета совсем юная, наивная девочка. Она хочет жить полноценной жизнью, любить и быть любимой. Но из-за обстоятельств, в которых она оказывается, ей приходится быстро повзрослеть. И она проходит в картине большой и важный путь: становится самостоятельной и мощной личностью, которая способна принять любой вызов. Для меня эта роль, конечно, челлендж, потому что это мой первый такой масштабный проект и серьезная главная героиня".
К слову, Юлию Хлынину гримировали минимально: легкий макияж, распущенные волосы. Когда героиня немного повзрослела, образ дополнили накрученными локонами, более изысканными прическами, драгоценными камнями, кольцами и брошами. Для съемок были изготовлены четыре одинаковых парика с длинными медно-рыжими волосами, из которых делали разные прически.
Живые портреты и маска Петра I
Воссоздавая образы исторических персонажей, гримеры стремились добиться сходства с их изображениями на известных портретах. При этом от пластического грима создатели картины отказались.
В проекте было задействовано 330 париков (для царских особ, придворных, дипломатов, музыкантов, гвардейцев, лакеев), около 200 бород (для крестьян и других простолюдинов), а количество усов перевалило за 400. Специально для съемок была изготовлена гипсовая копия маски Петра I (слепок лица был сделан скульптором Карлом Растрелли еще при жизни царя).
Наряды и украшения
Работа костюмеров в картине беспрецедентна. Более 500 костюмов привезли из Испании и Италии. Большой команде художника по костюмам Светланы Москвиной надо было одеть буквально каждого персонажа в своей стилистике. Мастера вручную занимались отделкой, наносили вышивку, обшивали камнями, добавляли декор: бисер, бусы, блестки, кружево, рюши.
Для персонажей из высокой знати (царских особ и придворных) было заготовлено около 600 костюмов: для Елизаветы – 18, для Екатерины – 7, для Петра Первого, Остермана, Меньшикова и других главных героев мужского пола сделали по 4-5 смен одежды.
Детали петровской эпохи
Чтобы воссоздать атмосферу XVIII века, основным источником света в кадре были свечи. В одной из сцен в больших "дворцовых" залах одновременно горело триста свечей! Их зажигали и тушили между дублями четыре сотрудника. А для каждой смены было заготовлено около 1000 свечей.
Для проекта специально изготавливали гвардейское снаряжение: гренадерские каски, эмблемы, бляхи, знаки различия по оригиналам того времени. Мушкеты арендовали, шпаги делали на заказ, а кареты брали напрокат, искали в Санкт-Петербурге и в частных коллекциях. Тщательно продумывались и создавались копии писем исторических персонажей. К примеру, завещание Петра I было написано каллиграфами почерком императора и затем отпечатано в типографии.
Композитор Петр Фролов-Багреев стремился соединить в музыке к фильму две эпохи: современные ритмы, подчеркивающие динамику и развитие интриги, и барочную музыку XVIII столетия. В съемках ассамблеи и пиров принимали участие артисты и музыканты театра Малый Трианон (Petit Trianon theatre) – уникального коллектива, работающего в эстетике барокко и рококо.
Экстерьеры и интерьеры XVIII века
Проект снимали в Москве, Ростове, Санкт-Петербурге и окрестностях. Островки петровской эпохи нашли в Ораниенбауме, где дворец и парк сохранились практически в своем первозданном виде, в музеях-усадьбах Кусково и Царицыно. Натурные съемки проходили на берегу Финского залива и в городе Дзержинский. Исторические интерьеры снимали в здании дворца Юсуповых-Волковых (Москва) и в Санкт-Петербурге: в особняках Кельха и Половцова (ныне Дом архитектора), и в заброшенном дворце купцов Брусницыных на Васильевском острове. Декорации дворцовых интерьеров были построены в павильоне площадью 1000 квадратных метров в Долгопрудном. Там разместились личные покои Елизаветы, Екатерины I, Анны Иоанновны, кабинет и спальня Петра I, парадные залы, а также трактиры, камеры Петропавловки и многое другое.
Не пропустите! Премьера историко-приключенческой саги "Елизавета" 29 августа в 21:20 на телеканале "Россия 1".