- Александр Валентинович, реален ли сценарий отказа Европы от российских энергоносителей? Частично – отказ от нефти при сохранении поставок газа? К чему это приведет?
- В этой жизни все может быть, но я считаю, что это какой-то апокалиптический сценарий – вот сейчас США давят на европейцев для того, чтобы те отказались от поставок наших энергетических ресурсов. Судите сами: что касается газовой отрасли, мы в Европу поставляем порядка 200 млрд кубометров газа при потреблении Европой 500 млрд кубов. Однозначно это нечем заместить ни в один год, ни в три, ни в пять лет.
Отказ от "Северного потока – 2" мощностью 55 млрд кубических метров газа, если, например, взамен него поставлять газ в виде сжиженного природного газа, требует строительства как минимум 6 регазификационных терминалов. Представьте, какие это огромные инвестиции, которые необходимо вложить в течение многих лет. Посылы, которые идут со стороны европейских политиков, приводят только к росту цен на газ. Мы наблюдали недавно рост до 4000 долларов за тысячу кубических метров газа.
Доля российской нефти в Европе – примерно 25%, это тоже серьезный, значительный объем. Конечно, теоретически наши партнеры могут сказать: "Мы у вас не покупаем, покупаем у других поставщиков". Но это означает, что эти поставщики должны уйти с других рынков, и тогда наша нефть пойдет на те рынки, откуда уйдут эти поставщики. Произойдет перераспределение, потому что на мировом рынке лишней нефти тоже нет. Отдельные страны могут принимать соответствующие решения, где объемы поставок совсем незначительные со стороны России – в частности, как Великобритания либо США, куда мы поставляли примерно 3% нашего объема нефти. Для них это тоже небольшой объем с точки зрения их потребления.
Но я хочу отметить, что даже такие незначительные объемы, которые уходят с рынка, приводят к росту цен на внутреннем рынке. В США, например, только за последние 3 месяца, с нового года, цены на заправках выросли на 19%, и мы видим, как потребители негативно к этому относятся.
- Что будет с ценами на бензин у нас, в России?
- У нас цены на бензин защищены действующим законодательством, защищены механизмом сглаживания волатильности цен на мировых рынках. Это подтверждается последними годами – у нас в течение последних нескольких лет, как был принят закон, цены росли не выше инфляции.
С начала года на автобензин они стоят практически на уровне начала года, на дизельное топливо они выросли всего на полпроцента при том, что инфляция там значительно выше. Сегодня ситуация такова, что и уровень поставок на биржу, на внутренний рынок, и спрос сбалансированы таким образом, что цены стоят на одном и том же уровне.
- Сегодня пришли сообщения о том, что на международном терминале Каспийского трубопроводного консорциума под Новороссийском полностью остановлена отгрузка нефти. Как это повлияет на мировой нефтяной рынок?
- Это достаточно большой объем нефти, который переваливается через Новороссийск; если говорить в цифрах, то это примерно миллион сто тысяч баррелей в сутки. В результате аномальных погодных условий в настоящее время поставки перевалкой прекращены. По оценке специалистов, восстановление может занять от полутора до двух месяцев, и это действительно для рынка серьезный триггер по поводу того, что этот объем пока не будет поставляться.
- И это еще больше подстегнет цены?
- Мы посмотрим, как рынок будет реагировать на текущую ситуацию, все-таки это серьезный объем, и если из трех плавучих выносных устройств, относительно которых идет заправка, на сегодня два неисправны, идет обследование третьего, то здесь объемы сокращения поставок могут быть и относительного того, что было при нормальных условиях, в 3-4 раза, а может быть и полностью.
- Большое спасибо за уделенное нам время!
Подписывайтесь на наши страницы в соцсетях. "Смотрим" – Telegram и Яндекс.Дзен, Вести.Ru – Одноклассники, ВКонтакте, Яндекс.Дзен и Telegram.