Тема:

Нефть и газ 1 час назад

Цифровые скважины с круиз-контролем – на Ямале внедряют дистанционное бурение

Новые технологии позволяют в несколько раз быстрее бурить глубокие горизонты в условиях Крайнего Севера и разрабатывать трудноизвлекаемые запасы углеводородов.

На Ямале собираются построить в 2022 году 10 "цифровых" скважин. Их пробьют умные буровые установки. Операторы управляют оборудованием, находясь за тысячи километров от месторождения. Первая такая скважина уже работает. В чем ее преимущества и как вообще выглядит дистанционное бурение?

В условиях сложной геологии, когда бур на глубине нескольких километров под землей достигает нефтяного пласта толщиной в 10 метров, нужна ювелирная точность. Мастер контролирует основные этапы строительства скважины и следит за показателями работы оборудования. В остальном первая в России цифровая буровая на Восточно-Мессояхском месторождении – установка максимально самостоятельная.

Инженер-супервайзер "Мессояханефтегаза" Александр Тимофеев рассказывает о принципах работы установки: "Мы задаем параметры, критичные для нас, для нашей скважины, для нашего оборудования. И программа выполняет все сама, в автопилоте, как круиз-контроль. Вы выставляете скорость проходки – программа выполняет бурение. Если нужно, если бурильщик видит, что что-то происходит не так, он джойстиком берет управление на себя".

Строительство высокотехнологичной скважины начинается с создания ее полной цифровой модели. Затем в дело вступает "умная" буровая. Искусственный интеллект сверяется с запрограммированными данными, контролирует процесс бурения и самостоятельно отправляет параметры в Тюмень, где расположен Центр управления строительством скважин "Мессояханефтегаза". Такие технологии позволяют в несколько раз быстрее бурить глубокие горизонты в условиях Крайнего Севера и разрабатывать трудноизвлекаемые запасы углеводородов.

"Месторождение уникальное, потому что оно находится в автономии, за Полярным кругом. Также здесь есть особенность – наличие многолетних мерзлых пород и разработка ачимовских отложений. Ачимовские отложения – это очень неоднородный коллектор, залегающий на большой глубине – по вертикали порядка 3000 метров", — поясняет начальник управления по бурению "Мессояханефтегаза" Сергей Овчинников.

Ачимовка, как называют такие запасы нефтяники, сформировалась в меловом периоде 140 миллионов лет назад и залегает на большой глубине. Для Восточной Мессояхи добыча таких углеводородов не характерна. Основные запасы здесь располагаются на 800 метрах, а нефть обладает уникальными качествами. В ней мало парафинов, серы, и очень низкая температура замерзания. Благодаря этим свойствам она течет по трубопроводам даже в сильные морозы, ее надо меньше нагревать для транспортировки – плюс к рентабельности мессояхского проекта. При этом сама нефть плотная и вязкая.

Специалисты объясняют по-простому, она в три раза плотнее, чем сгущенка. Конечно, из скважины она поднимается не в таком виде. А вместе с водой, газом, откуда попадает в дегидраторы.

Всю палитру того, с чем "черное золото" взаимодействует под землей, видно в лаборатории. Оказывается, нефть может быть зеленой, желтой и даже ярко-оранжевой. До высокого товарного качества ее доводят в процессе многоступенчатой подготовки. Всего сюда поступают углеводороды с 500 оцифрованных скважин. Совокупный объем добычи с начала разработки Восточно-Мессояхского месторождения уже превысил 25 млн тонн нефти.

"На мнемосхеме подсвечены те зоны и участки, где сейчас инженеру стоит обратить на что-либо внимание. Задача инженера – разобраться, что за ситуация произошла, что с ней надо делать. Прямо сейчас кросс-функциональная команда центра добычи и занимается разбором этих ситуаций", – говорит Александр Цымбалов, руководитель сектора интегрированного моделирования "Мессояханефтегаза".

Чтобы контролировать бурение, необязательно находиться на месторождении. Специалисты предприятия дистанционно управляют основными процессами, находясь почти за две тысячи километров от промысла. В этом помогают цифровые двойники – абсолютные аналоги реальных производственных объектов. Их главная задача – оперативный анализ данных. Программный комплекс обрабатывает десятки тысяч сигналов и рассчитывает оптимальные сценарии добычи сырья на год. Точность расчетов – практически стопроцентная.

Директор по перспективному развитию "Мессояханефтегаза" Дмитрий Котунов доволен тем, что цифровые инструменты помогают более технологически совершенно работать с той ресурсной базой: "Каждый год мы сталкиваемся с тем, что наши запасы становятся чуть сложнее. Повышать эффективность нашей нефтедобычи день ото дня".

Первая нефть с самого северного континентального месторождения России была отправлена на Большую землю в 2016 году. Период разработки запасов Мессояхской группы оценивается в 30 лет. Сейчас нефтяная отрасль страны постоянно разрабатывает и внедряет самые передовые решения для поиска и добычи углеводородов. Только на Мессояхе в 2022 году построят 10 "цифровых" скважин с помощью умных буровых установок.

Подписывайтесь на наши страницы в соцсетях. "Смотрим"Telegram и Яндекс.Дзен, Вести.Ru – Одноклассники, ВКонтакте, Яндекс.Дзен и Telegram.