В Новосибирске вышла монография доктора филологических наук Жанны Юши "Шаманская мифология тувинцев: сюжетно-тематический фонд нарративов". Эта работа – итог многолетних исследований шаманских нарративов – одного из малоизученных аспектов традиционной культуры тувинцев. В том числе и полевых). Проанализировав шаманскую мифологию, Жанна Монгеевна сумела найти связь между фольклорными и этнографическими материалами разных стран. Ей также повезло найти подтверждение гипотез о религиозном синкретизме и о влиятельности женщин-шаманов.
- Вы посвятили всю свою жизнь ученого исследованию народов Сибири (в частности, тувинцев) – их культуры, языков, фольклора. Из этого получилась диссертация по обрядовости, после этого изучение шаманских нарративов, мифологии. Почему вы решили сузить «предмет изучения» до шаманов?
- Я работаю в Институте филологии Сибирского отделения РАН в секторе фольклора народов Сибири. В сферу моих научных интересов входит изучение фольклорно-этнографических традиций, мифологии, обрядовой культуры тувинцев России, Китая и Монголии. Я проводила полевые исследования в Сибири, на Дальнем Востоке, Турции, Китае, Монголии, наблюдая не только саму традицию, но и в каких-то случаях ее современную трансформацию.
Много полевых сезонов, а их более 10-ти, я провела среди китайских тувинцев, проживающих в Синьцзян-Уйгурском автономном районе. Я там работала в стационарном режиме, активно применяя различные методы, в том числе и метод включенного наблюдения, и могу уверенно сказать, что он дает прекрасные результаты.
Когда входишь в изучаемую культуру, ежедневно общаешься с носителями традиций, видишь их повседневный быт, жизнь, проведение семейных и календарных ритуалов, когда люди перестают бояться камеры, диктофона и начинают делиться своими сокровенными знаниями и мыслями, от такой полевой работы получаешь не только большое удовлетворение, но и фиксируешь много интересных материалов.
- Я правильно понимаю, что метод включенного наблюдения – это длительное совместное проживание «с предметом изучения»?
- Да, это этот метод предполагает достаточно долгое проживание собирателя среди изучаемого народа, наблюдать за его жизнью и бытом, входить в эту культуру, преодолеть отношение к исследователю как к чужаку. Когда экспедиция наездами на 5-6 дней, за такой короткий промежуток результаты исследований могут быть поверхностными, не слишком точными.
С одной стороны, на первом этапе сам исследователь не может поглубже понять культуру, с другой стороны, и люди постороннему человеку не верят и не доверяют. Они не знают, какой ты человек, не понимают, почему ты приехал именно к ним, они не могут открыто беседовать с тобой, часто проявляется оппозиция «свой-чужой».
Так что, в моей полевой работе, хорошие результаты дал именно метод включенного наблюдения, который я активно использовала среди китайских тувинцев. Кроме этого, у тувинцев Китая для сбора и фиксации материалов для меня был важен и учет календарно-обрядового сезона, поэтому экспедиции проходили в зимнее, летнее, осеннее время.
- Жить долго – это примерно сколько?
- Сколько позволяла моя китайская виза – каждый раз я жила месяц среди этого народа. Мои работы посвящены ритуальной традиции, а обрядовая культура – это сфера, где нужно проводить комплексные исследования, поскольку там присутствуют слово, действие и музыка, и я старалась подходить к этой проблематике в комплексном ключе.
У тувинцев Китая, в этой малочисленной группе, прекрасно сохранился архаический пласт традиционной культуры. То, что мы не сумели сохранить у российских тувинцев, я нашла у тувинцев Китая. Первое время мне даже казалось, что я удивительным образом попала в прошлые века, поскольку я наяву видела живое бытование многих ритуалов, отмечала среди тувинцев устойчивость их мифологических представлений, которые упоминаются в трудах исследователей конца XIX века.
Поразительно, что эта маленькая этническая общность сумела сохранить свою культуру и язык среди миллиардного народа. Как отмечают многие исследователи, оказавшись в иноэтничном поле этнические группы могут проявлять свои механизмы защиты. В то же время надо отметить, что у тувинцев Китая наблюдаются процессы утраты родного языка молодым поколением, идет трансформация значимых элементов традиционной культуры.
- Вы поехали в Турцию – там тоже живут тувинцы?
- В Турции этнические группы тувинцев не проживают. Меня интересовало, как турки анатолийского региона в своей обрядовой культуре и мифологии сохраняют доисламские верования, которые похожие на те, что мы наблюдаем у тюркских народов Сибири.
У нас в Сибири живут хакасы, алтайцы, тувинцы и другие тюркские народы, представители которых являются последователями разных мировых религий – православия и буддизма. Поэтому мне было интересно понять, могут ли сохраняться в коллективной памяти мифологические представления и важные обрядовые элементы, несмотря на влияние мировых религий. И как они влияют на обрядовую жизнь тюркских народов.
На сегодня есть какой-то объем собранного материала, но нужны дополнительные полевые исследования, предстоит большая работа и по его анализу.
- У настоящих ученых впереди всегда "большая работа". Но если вернуться к нашему разговору, как вы узнали, что в Китае тоже есть тувинцы?
- Впервые с китайскими тувинцами работала тувиновед-этнограф Марина Васильевна Монгуш. В 1993 году ей удалось поехать к тувинцам Китая, и в результате этой поездки ею написаны статьи, монографии. Но обрядовая культура и фольклор в этих исследованиях не рассматривались.
Кроме того, с тех пор до момента, когда я занялась этой темой, прошло 20 лет, и мне было интересно увидеть, как трансформируется или сохраняется эта этническая общность. И первая же, моя разведывательная экспедиция позволила понять, что китайские тувинцы хорошо сохранили язык и культуру.
- Вы поддерживаете с ними связь? Можете сказать, что тувинцы в Китае сохраняют национальную культуру?
- Да, конечно, я с ними связываюсь по китайскому мессенджеру.
Хотела бы подчеркнуть, что китайским тувинцам Синьцзяна, которые проживают компактно в трех селах Хом, Ак-Хаба, Ханас, в наши дни удается сохранить свои традиционные ценности, язык и культуру. А у остального тувинского населения, например, у жителей Чингиля, Ала-Хаака, Кок-Догая, наблюдаются процессы трансформации тувинской культуры, утрата родного языка среди молодежи. И даже в такой консервативной сфере как обрядовая традиция уже встречаются иноэтничные элементы.
- Давайте перейдем к основной теме нашего разговора – к шаманам и шаманской мифологии. Почему вы выделили именно шаманизм тувинцев?
- Мне было интересно изучать нарративы, бытующие в устной традиции, поскольку в них ярко проявляются основные элементы шаманской мифологии. Вообще о шаманизме сибирских народов написано много работ, на сегодняшний день по шаманизму накоплен большой эмпирический материал и издано много работ. В наши дни шаманизмом активно занимаются российские и зарубежные ученые разных специальностей – культурологи, историки, антропологи и даже невропатологи, психологи.
- Действительно, я посмотрела в интернете – работ много и разных. Но что бы вы порекомендовали как ознакомительную литературу человеку, который после нашего разговора заинтересуется шаманскими нарративами?
- Несмотря на обилие разной по характеру литературы, шаманская повествовательная традиция народов Сибири малоизучена и не получила должного внимания в отечественной фольклористике. И это при том что шаманские нарративы являются важными источниками для изучения шаманской мифологии, потому что в них содержатся основные мифологемы шаманизма.
Такие как, деление вселенной на три сферы – нижний, верхний и средний миры, зависимость судьбы человека от различных духов, а также представление о шаманах как об избранниках духов, наличие загробной жизни, представляемой по образу земной, – все эти основные постулаты шаманизма очень ярко отражаются именно в шаманских нарративах сибирских народов.
В своей монографии я использовала два типа текстов, записанных от обычных людей (носителей традиции), и от самих шаманов. Также в моей работе использованы опубликованные фольклорно-этнографические данные, архивные источники и новые полевые материалы, собранные мной у тувинцев России, Китая и Монголии.
В этих материалах обобщены мифологические представления и архаичные верования, содержащиеся в шаманских нарративах, а также выявлен сюжетно-тематический фонд нарративов, проанализированы семантическая и прагматическая направленность устных рассказов.
Из фольклорных источников я использовала опубликованные сборники шаманских мифов, подготовленный доктором исторических наук, шамановедом Монгушем Кенин-Лопсаном, который получил в 1994 году от американского Фонда исследований шаманизма почетное звание "Живое сокровище шаманизма". Он еще в советское время, в годы антирелигиозной пропаганды и подпольного шаманизма, собирал эти материалы, и у него, кроме текстов шаманских мифов, вышли сборники шаманских песнопений-алгышей: "Магия тувинских шаманов", "Алгыши тувинских шаманов". Многие тексты, накопленные Монгушем Кенин-Лопсаном, в настоящее время невозможно было бы собрать, поскольку некоторые мифологические воззрения и запреты, встречающиеся в этих нарративах, частично забыты или не практикуются сегодня.
Так что, если кто-то интересуется именно тувинским шаманизмом, я бы хотела порекомендовать труды Монгуша Кенин-Лопсана «Обрядовая практика и фольклор тувинского шаманства», «Проблемы этнографического изучения тувинского шаманизма». А также сборники текстов шаманского фольклора «Мифы тувинских шаманов», «Дыхание черного Неба», «Алгыши тувинских шаманов».
Хотелось бы особо подчеркнуть, что в советское время в изучение тувинского шаманизма огромный вклад внесли Севьян Вайнштейн, Вера Дьяконова, Николай Алексеев, Леонид Потапов. В их работах были впервые рассмотрены различные аспекты тувинского шаманизма, начиная от изготовления бубна до воздушных погребений тувинских шаманов.
- Вы можете дать определение шаманизму – это религия? Насколько сейчас шаманы популярны у тувинцев?
- До сих пор исследователи шаманизма придерживаются разных точек зрения – религия ли шаманизм или форма мировоззрения коренных народов Сибири. В традиционной культуре тувинские шаманы были самыми уважаемыми людьми, они проводили множество обрядов: культовые, календарные и семейно-бытовые, включая похоронно-поминальные ритуалы. То есть они были монополистами обрядовой сферы тувинцев.
Интересно отметить, что в тувинском обществе до сих пор наблюдается религиозный синкретизм. Когда возникают жизненные трудности и проблемы, тувинцы обычно говорят: нужно обратиться либо к буддийскому ламе, либо к шаману. Если не помог лама, нужно идти к шаману. И наоборот. Вот такое синкретичное мышление.
- Получается, что шаман – это последняя инстанция? Он могущественнее ламы, и ему доверяют больше?
- Я ни в коем случае не хотела бы, чтобы вы это так поняли. Есть буддисты, которые никогда не пойдут к шаманам, но у большинства тувинского населения наблюдаются яркие признаки религиозного синкретизма, когда и буддийский священнослужитель, и шаман, для верующих людей занимает одинаковую позицию.
По сравнению с другими регионами Сибири, где была жесточайшая борьба среди представителей разных конфессий, в Туве шаманизм и буддизм мирно ужились в довольно короткие сроки, а их сосуществование имело толерантные формы. У тувинцев встречались даже браки между представителями разных конфессий – шаманки и ламы.
В то же время в фольклорной традиции встречаются сюжеты о противостоянии шаманов и лам, враждующих между собой. В этих рассказах говорится либо о победе шамана над ламой, либо о победе ламы над шаманом. Кроме этого имеются и такие тексты, в которых в результате борьбы шамана и ламы умирают оба ритуальных специалиста, что свидетельствует, по народным воззрениям тувинцев, об их равной магическоц силе.
- Вы проводили полевые исследования, вы жили рядом с шаманами, общались с ними. Во что, в кого они верят?
- Я встречалась со многими шаманами, я брала у них интервью, записывала их рассказы о становлении, о шаманской болезни. Во всех наших разговорах с шаманами красной нитью проходит мысль, что они (шаманы) помогают людям: в болезнях, бедах и несчастьях. Что они открывают лучшую "дорогу" для человека, стараются работать ради людей.
Здесь можно отметить, что практически у всех коренных народов Сибири раньше были родовые шаманы. Такие представления о помощи сохранились в коллективной памяти народа, я их обнаружила в разговорах с современными шаманами. Каждый шаман говорил, что он старается работать ради блага других людей, старается отводить их беды и несчастья.
Интересно, что в южносибирской традиции, в том числе у тувинцев, был обряд посвящения шамана – оживление бубна, через который должен был пройти каждый шаман. При этом будущий шаман не должен был себе готовить ритуальную одежду и шаманские атрибуты – все эти предметы изготавливались членами родственной группы. Считалось, что ритуальный специалист должен жить и работать для своих соплеменников, во благо своего рода. Эти архаичные рассказы об изготовлении шаманской одежды и предметов сохранились у тувинцев Китая.
- Вы изучили шаманские нарративы, что называется, вдоль и поперек, можете сказать, что самое важное, самое главное? Понятно, что с точки зрения фольклориста и этнографа, любая мелочь представляет интерес.
- Самым главным признаком всех нарративов является установка рассказа на достоверность. Несмотря на их фантастичность. Например, есть рассказы о чудесных способностях шаманов, которые могли стрелять в себя, ударять себя ножом, тушить костер босыми ногами и другие, но при этом они оставались здоровыми и невредимыми. Кроме этого, во всех шаманских нарративах видна тесная связь с мифологическими представлениями, поверьями и запретами, где ярко проявляются элементы шаманской мифологии.
Я провела сюжетно-тематическую классификацию этих рассказов и выделила несколько групп, каждая выделенная группа отличается по своему составу, семантической и прагматической направленности.
Например, есть тематическая группа «Отражение исторической памяти», куда вошли нарративы, связанные антирелигиозной ситуацией в Тувинской Народной Республике (ТНР) и Советском Союзе. В них рассказывается о преследованиях шаманов, запрете камланий, о сокрытии шаманских атрибутов, из-за чего начали появляться шаманы без бубнов и обрядовой одежды, где речь идет об активизации подпольного шаманизма.
Несмотря на мощную антишаманскую пропаганду и преследования шаманов, тувинцы в значительной мере сохранили традиционную форму шаманизма. В частности, Тува с 1921 по 1944 годы была отдельным суверенным государством, а в состав СССР она вошла только во время войны, в 1944 году.
- И так сохранила свою и культурную, и религиозную идентичность?
- В какой-то степени географическая изолированность Тувы способствовала сохранению культурных традиций и религиозных верований. Первые краткие сведения о шаманизме тувинцев появились только в конце XIX века, исследователи отмечали, что тувинский шаманизм сохранился в более яркой и цельной форме, чем у остальных народов Саяно-Алтайского нагорья. Судя по материалам архива Веры Павловны Дьяконовой, даже в советское время на периферии отмечались случаи воздушного захоронения шаманов, то есть, как положено по традиции шаманской погребальной обрядности.
- В вашей монографии есть странная глава. Если я правильно поняла, посвященная обряду, который проводится, чтобы не быть шаманом?
- Да, есть тематическая группа "Становление шамана", и в ней описаны категории тувинских шаманов, шаманская болезнь, предотвращение шаманского дара.
Дело в том, что в традиционной культуре, не только у тувинцев, но и у других народов Сибири, в том числе, у алтайцев, хакасов, стать шаманом – это очень большая ответственность. Часто шаманы не могут предвидеть несчастья или болезни у своих родственников, детей. Они работают на благо других, но того, что может случиться с их родственниками, предвидеть не могут.
В 1929-м году Туву посетил австрийский ученый Отто Менхен-Хельфен, и он отмечал что, если родители замечали задатки шаманского дара у своих детей, их охватывал ужас, они всячески старались предотвратить такой дар. А это невозможно! Если человек отказывается от шаманского дара, не только он сам может заболеть или умереть, наказание понесут его родственники. Судя рассказам и мифологическим верованиям тувинцев, с даром надо очень аккуратно обращаться. В противном случае, человек может понести кару.
В современной Туве я не нашла рассказов о предотвращении шаманского дара, но о нем есть упоминания у тувинцев Китая. Они рассказывали, как у сына одного человека оказались шаманские способности, и его родители пошли к сильному шаману, чтобы предотвратить этот дар.
- То, что вы сейчас рассказали – потрясающе. Я написала книгу о детях священников, и там есть разговор о том, что в семье настоящего, хорошего священника, который много занимается людьми, приходом, бывают очень тяжелые ситуации: много болезней, много страданий. Как плата...
- Да, такая участь постигает и некоторых шаманов. И, видя, что для настоящего шамана жизнь довольно опасна, потому что он общается с разными духами, некоторые тувинцы не хотят, чтобы их дети становились шаманами. А вообще практикующие шаманы говорят, что нужно держать своих духов-помощников в "строгости".
- Под конец не могу не спросить – может ли шаманом в Туве стать женщина?
- У коренных народов Сибири, в том числе и у тувинцев, в традиционной культуре было много знаменитых шаманок, которые наследовали шаманский дар от своих предков.
Распространенным случаем проявления шаманского дара считается необычная болезнь будущего шамана, он считается необходимым этапом в становлении шамана. То же касается и женщин-шаманок. В рассказах часто описывается, что будущий шаман начинал проявлять специфические черты и признаки, несвойственные обычным людям.
Например, у будущего шамана появлялся чуткий слух, и он начинал слышать необычные звуки и голоса, у него улучшалось зрение, он начинал видеть предметы и явления, недоступные человеческому глазу. У тувинцев Китая у будущего шамана отмечают смену пищевых пристрастий, когда человек ел не совсем человеческую пищу.
Шаманский дар можно получить и другим образом, некоторые шаманы имеют природное происхождение дара. Например, он может проявиться от удара радуги, по воле духов земли и воды, от злых духов. В годы преследования шаманов, когда была мощная антирелигиозная пропаганда, одна из знаменитых шаманок Хам-Уруг отсидела в тюрьме города Черногорска Красноярского края 15 лет за то, что она провела шаманский обряд по приглашению соседей, когда у тех заболел ребенок.
Судя по устным рассказам, тувинские шаманки считались сильными и востребованными. А поскольку Тува граничит с Монголией и Горным Алтаем, сохранились рассказы о приглашении тувинских шаманов казахами Монголии, алтайцами и монголами.
Значит, статус тувинского шамана был довольно высок.
Подписывайтесь на наши страницы в соцсетях. "Смотрим" – Telegram и Яндекс.Дзен, Вести.Ru – Одноклассники, ВКонтакте, Яндекс.Дзен и Telegram.