В среду в Москве приземлился самолет с Константином Ярошенко на борту. 12 лет назад американцы буквально похитили российского пилота, прибывшего на работу по контракту в Либерию. Ярошенко обвинили в подготовке к транспортировке наркотиков, бросили в тюрьму, пытали, потом перевезли в США и бездоказательно осудили на 20 лет.
Освободить россиянина удалось, обменяв его на американца Тревора Рида, осужденного два года назад за пьяное нападение на полицейских в Москве. За такое у себя дома Тревора Рида просто бы застрелили на месте. Матушка Россия сохранила ему жизнь.
А Константина Ярошенко в аэропорту встречали жена и съемочная группа "Вестей".
Лайнер только что прилетел. И семья Константина Ярошенко буквально считает секунды. Летчик, похищенный американскими спецслужбами, кажется, и сам еще не верит, что наконец-то в Москве.
Вот эти долгожданные мгновения. 12 лет позади, и теперь Константин Ярошенко уже на российской земле. У трапа его встречают жена и дочь.
- Константин, вы для себя осознали, что вы наконец-то на Родине, на свободе?
- Да, только сейчас, когда увидел своих жену и дочку, жалко, что мама не дождалась меня. Когда мы покинули Турцию, тогда я уже немножко расслабился. Я уже на борту нашего самолета, меня никто не достанет.
Вот момент обмена российского летчика Константина Ярошенко на гражданина США Тревора Рида. Ярошенко спускается по трапу. Первые минуты на свободе. Здесь его уже встречают. Общение на летном поле. В руках у Ярошенко – небольшая папка: все, что разрешили взять с собой.
В какой-то момент мимо проходит освобожденный американец Рид, тащит массивные сумки. Дальше – путь на Родину. Заходя в самолет, Ярошенко вытирает слезы. Показывает следы от наручников на ногах и руках. Летчику измеряют давление. Спрашивают о самочувствии.
Жена Константина Ярошенко Виктория хорошо знает, через что ему пришлось пройти: "Он позвонил из Сочи. Сказал, что все нормально, наконец-то в России. Сказал, что пока летел из Америки, там неприятно было, издевались там над ним. Кандалы все восемь часов не снимали".
Последний раз они виделись 4 года назад на тюремном свидании. Настоящим счастьем все эти годы были звонки и сообщения.
"У них специально свой сайт тюремный, по этому по сайту переписывались. И Костя пытался каждый день звонить домой, чтобы хоть пять минут, но поговорить с нами. Он просто пытался все время присутствовать, чтобы мы не чувствовали отдаленности нашей жизни. Не было такого, чтобы он неделю не звонил, за исключением тех моментов, когда его в карцер кидали, когда перевозили из тюрьмы в тюрьму. Тогда с ума сходили, когда два дня не было звонка, уже не знали, что с ним происходит, куда он делся", – вспоминает Виктория.
- Что скажете, когда сейчас увидите отца?
- Что я его люблю и долго ждала, я им очень горжусь. Самый сильный человек из всех, которых я знаю, – говорит дочь Ярошенко.
- Эти двенадцать лет, что его не было рядом, но он же наверняка, даже находясь на расстоянии, многому научил вас?
– Да. Силе духа, стойкости, умению добиваться своей цели и никогда не сдаваться.
Весточки из дома давали силы держаться.
"Стихи дочь писала. Они даже сохранились. Жалко, что мне не дали с собой привезти мои вещи, где мои записи. И рисунки мне рисовала", – вспоминает летчик.
Но теперь тюремный быт уже в прошлом. "Я еще не могу прийти в себя от счастья, это просто счастье! Просто люди не понимают, что такое быть в кругу своей семьи, со своими родными и близкими", – говорит Ярошенко.
В 2011-м американское правосудие бросило Ярошенко в тюрьму на два десятка лет после того, как спецслужбы фактически выкрали российского гражданина из Либерии, нарушив все возможные международные нормы и конвенции. Допросы с пристрастием, выбитые зубы, многомесячные издевательства... Примером настоящего садизма стала операция в тюремных условиях: после наркоза минут двадцать разрешили полежать на койке и отправили в камеру.
"В камере – от 80 до 100 человек, это как казарма с двухярусными железными нарами, с маленьким матрасом, без подушки, с плохой вентиляцией, с отсутствием простых гигиенических норм", – вспоминает летчик.
Еще жестче условия стали во время пандемии.
"Их закрыли по сто человек в камере, поставили два вентилятора. Старая тюрьма, сантехника не работает, трубы все ржавые. И вот они сто человек сидят и друг от друга заражаются, их не выпускают никуда", – сказала Виктория Ярошенко.
"Америка была для меня и раньше страна-агрессор в отношении РФ или Советского Союза, неважно. А сейчас останется врагом для меня лично номером один. То, что они сделалаи в отношении меня и в отношении моей семьи... Они мою мать в гроб положили. Не только мою маму, но и много близких моих родственников положили в гроб. Это я простить не могу. То, что они сейчас делают с нашей страной, – тоже. Сейчас пытаются ее разодрать, как это было многие годы", – признается Ярошенко.
Мать Константина не оставляла попыток вытащить сына из американской тюрьмы. Приговор сыну и издевательства над ним подорвали здоровье Любовь Михайловны. Пять лет назад ее не стало.
12 лет не прошли бесследно и для самого летчика. Поэтому и говорить о возвращении в авиацию пока рано. "Американские власти загубили мое здоровье очень сильно, хотелось бы, конечно, опять продолжить летать, но как позволит здоровье", – говорит Константин.
Трогательные кадры. Обняв жену, дочь, Константин в какой-то момент отходит, чтобы перекреститься на самолет, который привез его на Родину.
"Наша православная вера очень помогала. Может, только благодаря поддержке моей жены, дочки и очень многим людям я выдержал все эти вещи и не сломился", – считает летчик.
Процедура обмена была рассчитана едва ли не по минутам. Вот гражданина США Тревора Рида доставляют рано утром к борту самолета в сопровождении оперативников. Бывший морпех был осужден в России за нападение на полицейских во время пьяного дебоша. Американец был приговорен в России к девяти годам лишения свободы. Менее двух лет прошло в итоге после приговора суда. Гражданин США был заранее этапирован в Москву из Мордовии, где отбывал свой срок, и вот самолет уже готовится к вылету.
Отношение к Риду в России несопоставимо с тем, как измывались в американском исправительном учреждении над Ярошенко. Вот кадры из Мордовии. Заключенный одевается, собирает вещи. Не санаторий, конечно, но есть современный телевизор, холодильник. Конвой поторапливает: пора. В фильтрационном отсеке – перекур перед дальней дорогой. Все по-человечески.
О судьбе Рида и Ярошенко заходила речь и во время интервью Владимира Путина американскому телеканалу NBC в июне прошлого года перед женевской встречей с Байденом. "Ваш парень, морпех, он просто пьяница и хулиган. Он напился водки, драку устроил, подрался с полицейскими. Нарушил закон, посадили в тюрьму его. А у вас бы, если он подрался с полицейскими, его бы просто застрели на месте, вот и дело с концом, не так ли? Что касается возможных переговоров на этот счет, пожалуйста, можно поговорить. Мы, естественно, поставим вопрос о наших гражданах, которые в тюрьме сидят в США. Это предмет для разговора. У нашего летчика большие проблемы со здоровьем", – сказал тогда глава государства.
Долгие годы не оставляли попыток вытащить Ярошенко российские дипломаты. Поддерживали его в тюрьме. "Благодаря нашему МИДу, благодаря господину Лаврову, Рябкову, господину Антонову, это очень важно отметить. Если бы не наш МИД, не их упорные действия многолетние, то я бы там и сгнил бы", – считает Ярошенко.
Константин Ярошенко сейчас окружен теплотой, заботой своих близких. Настоящая гордость летчика – его уже взрослая дочь. "Я был просто вне себя от счастья, что мы уже дома, что мы все вместе, что мы все вместе сели за стол, что семья воссоединилась. Какое еще может быть счастье на Земле?" – говорит Ярошенко.
Подписывайтесь на наши страницы в соцсетях. "Смотрим" – Telegram и Яндекс.Дзен, Вести.Ru – Одноклассники, ВКонтакте, Яндекс.Дзен и Telegram.