К сегодняшнему дню новыми деталями и вводными продолжает обрастать новость о том, что США ослабили санкции против Венесуэлы. В частности, обещаны послабления для нефтяных компаний в плане возможностей работы с Каракасом. В своем очередном репортаже из Южной Америки Сергей Брилев рассказывает о том, что на самом деле кроется за решением Вашингтона скорректировать свой курс.
И сегодня, и вчера, и, по идее, завтра это благословенная широта – виноградная. Самое то для таких фирменных сортов, как "Мальбек" (в Аргентине), "Карменер" (в Чили) и "Таннат" (в Уругвае). Но все уже дышит и осенью. Но так ли уж и осенью?
А на вообще зимний для южноамериканцев июнь президент Байден назначил в Лос-Анжелесе так называемый "саммит обеих Америк", на который, впрочем, не пригласил правителей Венесуэлы, Кубы и Никарагуа. И что они? К концу этой недели на вечере в память Сандино аудиторию "зажег" Даниэль Ортега: "Я говорю этим янки: забудьте, не интересует нас этот ваш саммит! Этот саммит только бы втянул нас в разборки".
А это президент Венесуэлы Николас Мадуро, который в последние сутки демонстративно ревакцинировался российским "Спутником", а до этого назначил новым главой своего МИД своего посла в Москве (Карлос Фариа, когда вручал верительные грамоты Путину). Тем самым Мадуро явно дал понять, во что оценивает вроде бы такое благородное решение Байдена разрешить начать переговоры с Венесуэлой американской компании Chevron. Нефтяной компании. И в этом и есть сейчас главный замес – погоды, политики и энергетики.
Прошлой зимой снеговиков (впервые за 92 года!) лепили даже в Уругвае и на юге Бразилии. А в нынешнюю зиму Западное полушарие входит на фоне очевидного дефицита энергии для отопления.
Мы недавно рассказывали про столичный аргентинский Сенат, про слушания, куда пришел глава МИД этой страны Сантьяго Кафьеро. Но еще не выдавали в эфир отрывок из его выступления, где он явил сам оптимизм.
"У Аргентины есть огромные возможности стать значимым поставщиком, надежным и стабильным, продуктов питания и энергии. И это именно так. И именно так смотрит на нас мир", – заявил Кафьеро.
Может, и смотрит. Но факты говорят о другом.
"Аргентина могла бы быть прекрасным экспортером энергоресурсов. К сожалению, она такой не является. Вместо это мы импортируем энергию", – говорит Агустин Этчебарне, директор Исследовательского центра "Свобода и прогресс".
Аргентинская провинция Неукен (где находят так много костей динозавров) – это там, где залегает крупнейшее месторождение сланцевых углеводородов "Вака Муэрта" ("Мертвая корова"). Но, по крайней мере, пока (из-за особенностей аргентинской политэкономии) это так и не стало источником поставок углеводородов в остальной мир.
"К сожалению, мы, аргентинцы, не смогли этим воспользоваться. Почему? Из-за наших собственных заморочек", – отмечает Этчебарне.
Оптимистам остается верить сообщению агентства Bloomberg. "Сжиженный природный газ: аргентинская компания получила многомиллионные вложения из США", – пишет агентство. Пока даже в соседнюю Чили аргентинский газ еще только обещали поставлять – начать в этом году.
По идее, здесь, в Южной Америке, есть еще какие другие источники энергии. Про ГЭС "Итайпу" на границе Бразилии и Парагвая считается, что она вообще выработала больше всего электричества в мире. Но сейчас...
- Бразилия проходит через период очень сильной и очень затяжной засухи уже три года как. Когда-то наша станция выдавала до 25% электричества всей Бразилии. Но сейчас, когда воды не хватает, мы выдаем где-то 8-10%, – рассказывает Хулиано Коуто Портела, главный инженер отдела эксплуатации ГЭС "Итайпу".
- Ну, это пройдет. Пройдут дожди.
- Хорошо бы. Очень на это надеемся.
Тем не менее Бразилия – единственная страна Латинской Америки, где сказали, что могут нарастить производство нефти. Больше того, в марте в бразильской печати были и такие заголовки: "Бразилия говорит, что произведет больше нефти по просьбе США". Откуда такие излишки?
Типичная бразильская заправка топливной компании Ipiranga. Цены на бензин очень выросли, но, если присмотреться, есть дизель, есть бензин, этанол. Это растительное топливо, которое бразильцы делают из тростника. Вот на него цены стабильны.
Во-вторых, Бразилия – единственная страна Южной Америки, которая в последний год нарастила добычу нефти. Но что это за нефть, которую уже давно нашли на шельфе напротив Рио-де-Жанейро?
Для русского уха бразильский португальский всегда звучит немножко грустно, но тут телеведущая была, как кажется, просто совсем грустна: "Есть разные типы нефти. Бразилия вынуждена искать за рубежом нефть, которую у нас добывают".
Почему, объяснялось в еще одной публикации: "Бразилия сотрудничает в ОПЕК, но у нее нет планов присоединиться к этой группе".
В сюжете бразильского телевидения еще объяснялось: Бразилия увеличила добычу тяжелой нефти. А ее надо смешивать с легкой (которую надо импортировать), чтобы она превратилась в адекватное топливо.
"Это фундаментальный вопрос, когда дело доходит до превращения сырой нефти в бензин, дизель, авиационный керосин", – отмечают бразильские СМИ. То есть и здесь тупик.
И для понимания. Есть в Южной Америке и такая нефтедобывающая страна, как Эквадор. И там вообще нет НПЗ. Весь бензин – завозной. Что мешало американцам построить хотя бы один НПЗ, когда они были здесь беспримерными добытчиками?
И вот теперь – решение Вашингтона ослабить санкции против поистине нефтяной державы Венесуэлы. Там все-таки самые большие запасы черного золота в мире. Пусть даже из-за американских санкций (и особенностей уже венесуэльской политэкономии) добыча здесь за последние годы упала в разы.
Но как-то уж все инициативы Байдена (про ослабление санкций против и Венесуэлы, а еще, кстати, Кубы) совпали с тем (странно сказать, но это так) давлением на Вашингтон со стороны тех латиноамериканских стран, которые протестуют против решения США не приглашать на "саммит обеих Америк" в Лос-Анджелесе правителей той самой Венесуэлы, Кубы и Никарагуа.
Мексиканский президент Лопес Обрадор заявил: если в Лос-Анжелес не пригласят все страны Западного полушария, то он туда отправит делегацию, но не поедет сам. Его спросили: "Это в знак протеста?"
"Да! Потому что я не хочу, чтобы в Америке продолжалась та же политика. Если какая-то страна сама не хочет присутствовать, тогда ладно", – ответил Андрес Лопес Обрадор.
Таких стран все больше. Стало известно, что теперь на саммит не едет и президент соседней с Мексикой Гватемалы Алехандро Гиамматтеи. "Я уже сообщил об этом послу Соединенных Штатов", – сказал политик.
Но на фоне этих природных красот в канун нынешней зимы развивается, конечно, очень интересная интрига. Так во что сливаются теперь потоки энергетические и политические?
Иными словами, во всей Латинской Америке нет ни одной страны, которая могла вот так в одночасье возместить Соединенным Штатам потребности в энергии, от которой они отказались – от российской. И важный вопрос: не забывать об интересах самих этих стран.
Подписывайтесь на наши страницы в соцсетях. "Смотрим" – Telegram и Яндекс.Дзен, Вести.Ru – Одноклассники, ВКонтакте, Яндекс.Дзен и Telegram.