Каннский кинофестиваль – событие, что всегда привлекает. В последние годы он все более трансформируется, а кино само по себе уступает на фестивале внешним веяниям. В прошлом мы уже рассказывали о гендерных разнарядках – про необходимые пропорции женщин и мужчин не только в руководстве кинопраздником, но и среди режиссеров. Пока с этим как-то не очень складывается...
Зато фестиваль этого года неожиданно открылся речью Зеленского. Надо сказать, все было, как всегда: "усталая" майка грязного цвета, а слова претенциозны и сумбурны: "1 сентября 1939 года в Каннах должен был начаться первый фестиваль. Но разразилась Вторая мировая война".
Речь Зеленского ранее навязывалась уже на церемониях вручения "Оскара" и "Грэмми". На этот раз – то же самое: поддержите Украину, что воплощает собой свободу и правду. При этом врал Зеленский безбожно – ни слова про кровавый госпереворот, с которого все и началось. Ни слова про реальный нацистский режим, что он сам представляет. Все те же ложные ссылки на Бучу и некие лагеря в России, где томятся десятки тысяч украинцев. И Зеленскому нужно кино, что поможет победить русских. "В итоге мы должны победить в этом сражении. И нам нужно кино, которое обеспечит именно такой финал", – заявил он.
Читатели французского Le Figaro назвали эту навязчивость "передозировкой": "Это прямо заговор какой-то: все искусства, все театры, весь шоу-бизнес мобилизован во имя этого комика! Когда таким планета вся открыта... Начинаешь смеяться над самой этой ситуацией, а не над ее маленьким небритым средоточием. Это как с любой передозировкой: слишком много шоколада – болит печень, слишком много алкоголя – похмелье. А тут такое: каждый день то в парламенте, то в Израиле, то в Каннах. Зепередозировка! Сколько еще трупов до конца твоего шоу?! Он в конце концов испортит украинцам репутацию!"
Российскую официальную делегацию на Каннский фестиваль не пустили, но один фильм все же включен в конкурсную программу. "Жена Чайковского" – так называется картина Кирилла Серебренникова. Ей фестиваль и открылся. Это было откровенно политическим решением, поскольку Серебренников пять лет назад был осужден на три года условно за мошенничество в особо крупном размере, что на Западе для него – плюс. Недавно режиссер переехал в Германию, что тоже считается там хорошо.
Но самая сильная сторона отобранного в Каннах фильма "Жена Чайковского" – то, что сам Чайковский там предстал человеком низкой культуры, глубоко безнравственным и бессердечны. И дело здесь не в ориентации, а в общей приземленности, жестокости и циничности. Именно таким представлен русский гений Чайковский. И даже непонятно, как такая личность была способна на столь возвышенную музыку. Впрочем, музыка Чайковского в фильме, где Чайковский вынесен в название не звучит. То есть в представлениях Кирилла Серебренникова всей этой мерзостью Чайковский и исчерпан...
Интересно, что ничего подобного – таких сцен нет в картине "Богемская рапсодия" о Фредди Меркьюри. Проблема взаимоотношений с женщинами есть, а грязи нет. То есть к Фредди Меркьюри – бережно и деликатно.
Полная калька с судьбой Чайковского – в картине производства США и Британии "Любимчик" 2004 года – про выдающегося американского композитора Кола Портера. Он гей, жена страдает. Но и тут все прилично, деликатно, красиво и музыкально.
У Кирилла Серебренникова образ Чайковского унизителен для русской культуры. Быть может, как раз это и стало пропуском в Канны.
Нам говорят, что это же не про Чайковского, а про жену Чайковского. Мол, как она видела. Оставьте это лицемерие! Чайковский на экране – все время. Без музыки и в крайне отталкивающем образе. Именно сам Чайковский в заглавии и является для кинокартины приманкой, привлекательным тизером, на который и ловят зрителя.
Ведущий американский еженедельник по шоу-бизнесу – Variety. "В фильме практически нет момента, когда мы слышим музыку Чайковского. Кроме того, почти нет ощущения, что Серебренников проявляет хоть какой-то интерес к композитору. Одним словом, фильм никчемный", – отмечает издание.
"Не ждите, что вы будете насвистывать отрывки из "Лебединого озера", – подхватывает cтарейшее британское издание по кинобизнесу Screen Internаtional. Чернушно мрачно, затянуто до невозможности. Оператор Владислав Опельянц хорош, но картинка фильм не вытягивает. Нет смысла. Нет достойного высказывания. Нет любви. Впрочем, может, и хорошо, что в фильме нет музыки Чайковского, – не возникает ассоциации с русским гением. Музыка Чайковского – отдельно, а грязный герой фильма Серебренникова – отдельно.
Кинокритик Зинаида Пронченко, шеф-редактор "Искусства кино", – со знанием дела и без западной политкорректности: "Это даже по меркам Кирилла Семеновича – выдающаяся китчуха. Главная партия тут у моего друга Владимира Мишукова. Он изображает любовника супруги Петра Ильича Антонины, ближе к долгожданному финалу его Шлыков мастурбирует, картинно задыхаясь от чахотки. Ни про Чайковского, ни про Россию сия картина ничего не сообщает (ни нового, ни вообще) И даже на ролик по борьбе с гомофобией не тянет".
Каннский фестиваль, похоже, тоже вступил в битву с русской культурой и русскими. Сделает ли это кого-то счастливее, возвышеннее, красивее? Может, и так. Ну, тогда это расчет на то, что по сравнению с этими дикими русскими мы еще о-го-го. Но ведь это исторический повтор, попытка воспитать в себе чувство расового превосходства. Нацификация. Никто там не чувствует? Ничем хорошим не кончится.
Подписывайтесь на наши страницы в соцсетях. "Смотрим" – Telegram и Яндекс.Дзен, Вести.Ru – Одноклассники, ВКонтакте, Яндекс.Дзен и Telegram.