В Третьяковской галерее сегодня впервые после долгой реставрации показали картину "Иван Грозный и сын его Иван". Спасать полотно пришлось после нападения вандала в мае 2018 года.
Ажиотаж необыкновенный, в Третьяковской галерее усилена охрана. В фокусе внимания – закутанная в белое полотно картина. "Иван Грозный" кисти Репина выходит в свет. Это была уникальная реставрация. Специалисты Третьяковки осуществили мечту десятилетий, и Грозный выглядит точно так, как в 1885-м. Когда только вышедшую из мастерской художника, работу купил Третьяков. Фантастические цвета. Потрясающее богатство живописи.
"За долгие годы слои реставрационного лака спрессовались, пожелтели, потускнели, и картина потеряла свою звучность. Нам открылось богатство ковра, открылся свет, который попадает через окно, открылся рисунок на изразцах – все, что было немного в тумане, проявилось", – говорит главный хранитель Третьяковской галереи Татьяна Городкова.
В галерее говорят: ожила картина. Реставраторы ведь боролись не только с последствиями нападения 2018 года, но лечили хроническую болезнь длинной в 20-й век: красочный слой отставал от грунта. После ударов старовера Балашова в 1913 году авторское полотно укрепили, продублировав еще одним холстом. Теперь холсты разделили.
"Допустим, у вас 2 ткани – они работают на влажность по-разному и, когда одна идет туда, другая говорит: а я туда не пойду. Какое это воздействие оказывает на живопись?!" – поясняет заведующий отделом научной реставрации Андрей Голубейко.
Для работы с картиной реставраторы и инженеры сконструировали специальное кресло и стол-трансформер. Российское ноу-хау от эскиза до производства. Над Репиным можно было даже воспарить, дотянуться до любого участка красочного слоя.
"Реставрировать можно по-разному: скрючившись, а можно встать и с хорошим настроением пойти домой", – добавляет реставратор.
Каждый реставрационный шаг многократно обсуждался: снимать ли остатки старого осетрового клея, каким способом чистить лаковые слои. Картину буквально носили на руках, рассматривали под микроскопом, Грозному даже делали рентген.
4 года реставрации позади, но встречи с шедевром подождать придется и еще немного: "Ивану Грозному" нужна внушительных размеров антивандальная капсула, да еще и с антибликовым покрытием.
"Сейчас понятные задержки могут быть с доставкой стекла в Россию. Но будем надеяться. Антибликовое антивандальное и пуленепробиваемое стекло производится только в Италии и Японии", – генеральный директор Государственной Третьяковской галереи Зельфира Трегулова.
Сегодня впервые за долгие годы "Ивана Грозного" показывают без защитного стекла. И это исторические кадры: целую команду реставраторов и хранителей благодарят аплодисментами. А картина Репина в ожидании защитного стекла возвращается в депозитарий.
Подписывайтесь на наши страницы в соцсетях. "Смотрим" – Telegram и Яндекс.Дзен, Вести.Ru – Одноклассники, ВКонтакте, Яндекс.Дзен и Telegram.