Сегодня – важнейший день в истории взаимоотношений Вашингтона с тем, что раньше принято было назвать "мягким подбрюшьем" США в Латинской Америке. Считаные часы остаются до голосования на президентских выборах в Колумбии. Там фаворитом считается человек, призывающий к пересмотру отношений с северным соседом. И это притом что буквально на этой неделе президент Байден внес Колумбию в число стран – главных союзников США вне НАТО.
За что ни берется этот парень, всегда появляется злой гений и все портит. На самом деле, конечно же, сам этот парень виноват, что бросил ходить в спортзал, что потом не смог удержать свою девушку. Но парень во всем винит злого гения, примерно как в Европе и Америке в один момент во всех своих бедах стали винить Россию. А этот искуситель похож на Густаво Петро.
В жизни этот персонаж – кандидат в президенты Колумбии, который впервые бросил такой вызов системе, что, по всем опросам, он – однозначный фаворит. А раздражение он вызывает сразу у нескольких сил.
С одной стороны, на предвыборных дебатах свой, колумбиец, кандидат от правых, начал его поджучивать, что вот сейчас он начнет изымать частную собственность. Петро отвечал, что все это враки, и даже потом подписал нотариально заверенное обещание этого не делать. Но раздражение Петро вызывает не только внутри Колумбии, а и вовне. Кого и почему?
Итак, с другой стороны, вот он со своим кандидатом в вице-президенты – афро-колумбийкой. То есть как было в США, где Байдену так помогла Харрис. Но, применяя американское же политическое оружие, Петро бьет по американским интересам. Например, он хочет пересмотреть соглашения о свободной торговле с Америкой, у которой Колумбия приобретает столько оружия.
Невероятная новость этой недели от Байдена. В самый канун выборов в Колумбии он подписал распоряжение: отныне Колумбия не только единственный в Латинской Америке "глобальный партнер" НАТО, но и официально в списке "главных ненатовских союзников США", как Япония или Австралия. А ведь со стороны Байдена (в самый канун выборов) это явный намек: оппозиции надо сплотиться, хотя по ходу предвыборной кампании в Колумбии дружественные США силы искали "русский след". А оказался американский.
Не менее "тяжелая артиллерия»" – первая леди США Джилл Байден – лично отправилась сейчас в Латинскую Америку. В саму Колумбию не полетела, но посылала интересные сигналы из граничащих с ней стран, например, из Панамы. Конечно, на первый взгляд, вместе с принимавшими ее первыми дамами латиноамериканских республик Джилл Байден посещала мероприятия исключительно культурно-гуманитарные, но в их наборе явно были намеки и на политические танцы. Скажем, в Эквадоре она поехала в центр для мигрантов. А в реалиях Эквадора это мигранты из Венесуэлы.
А от кого, по версии США, все беды? Правильно, от венесуэльского левого лидера Николаса Мадуро, о чьих тесных связях с Москвой свидетельствует хотя бы тот факт, что на этой неделе в Каракасе приняли очередную партию с вакцинами из России. Вы представляете, какой это кошмар для Вашингтона?!
И все это буквально за две недели до "саммита обеих Америк" в Лос-Анджелесе, где Байдену быть принимающей стороной, но где он не видит среди гостей правителей той самой Венесуэлы, а также Никарагуа и Кубы (а по совпадению это те страны, которые дружественно настроены к России). Так, что сегодня творится в Латинской Америке?
Что творится в той части Нового Света, где горы еще залиты солнцем, но уже очень скоро наступит зима? В то же время здесь сейчас самая жара – из-за экономических проблем и в политической сфере.
- Растут цены?
- К сожалению, растут, – говорит Роберто Моргаде, владелец пекарни-булочной "Старая мельница".
Сколько в росте цены на этот хлеб от все более дорогого зерна и все более дефицитных удобрений, которые непонятно как довозить сюда из-за санкций Запада из России, но сколько и все более дорогого бензина? Приходим к выводу, что очень много. В Монтевидео грустно шутят: поездка на заправку стала, как поход в ювелирный: под 80 песо, под 2 доллара за литр 95-го.
В соседней Бразилии президент Болсонару из-за скачков цен на бензин уволил уже третьего подряд руководителя национальной нефтяной компании Petrobras. Но откуда взяться лишней нефти, если в той самой Колумбии?.. А что там еще?
А еще там, исходя из лево-экологических соображений, Густаво Петро хочет, по разным версиям, либо вообще прикрыть нефтедобычу, либо не открывать новых скважин. То есть приход к власти Густаво Петро означает, что в США продолжится рост цен на бензин. И тут уже никакой Путин точно ни при чем. Это американцы сами наломали дров, отказавшись от российской нефти и так запустив отношения с Латинской Америкой.
Больше того, не будем забывать, что Колумбия – один из крупнейших в мире производителей угля. Как заявил в интервью агентству Bloomberg глава колумбийской Национальной федерации производителей Угля Карлос Канте, его страна не собирается занимать в Европе ту нишу, которую до лета занимает Россия. Почему? "Если Европа готова представить долгосрочные контракты, Колумбия может быть надежным поставщиком. Здесь есть возможность вести добычу. Но долгосрочную", – подчеркнул Канте.
Вот тебе и глобальный партнер НАТО. Но даже там нынешнее стремление Запада (для латиноамериканцев – Севера) сделать энергетический рынок спотовым явно не понимают. Оппозиционер Хуан Гуайдо – вот кого сейчас в качестве законного президента Венесуэлы признают и Вашингтон, и Богота. Но то действующие. А никакой не мультяшный, а настоящий левый кандидат-фаворит Петро хочет восстановить дипотношения с левыми венесуэльцами, с Мадуро. Конечно, с одной стороны, с ним сейчас ведут переговоры и сами США – о том, как бы восстановить из Венесуэлы поставки нефти. Но почему Мадуро должен направлять нефть в США, если покупатели найдутся в соседней Колумбии, если она станет дружественной?
Скептически настроенных к США латиноамериканских лидеров все больше. Наши коллеги с мексиканского телевидения свели свои колонки. Итак, слева – президенты, которые сказали, что не поедут в Лос-Анджелес. Это лидеры Мексики, Боливии и Гватемалы. В центре – президенты Гондураса и Чили. Они еще не подтвердили, едут или нет, но уже сказали, что, если приглашать, то всех. Наконец, справа – президент Аргентины. Он сказал, что едет. Но тоже призвал пригласить всех: и Венесуэлу, и Кубу, и Никарагуа.
Нет, есть, конечно, и другие обе Америки. Например, такое пасторальное общение гостя из США (в шортах) и латиноамериканца (в брюках) представлено на картине местного художника, которую Джилл Байден показали в Коста-Рике. Покидая Латинскую Америку, она ответила на вопрос, волнует ли ее угроза бойкота со стороны некоторых стран: "Не волнует. Думаю, что они приедут".
Ей вторит и собеседник CNN на испанском Мэтью Руни, директор Института охвата и стратегического партнерства Джорджа Буша-старшего: "Соединенные Штаты должны бы иметь возможность приглашать кого хотят в свой дом, а остальные приглашенные должны быть рады, что их позвали".
Может, и поэтому на завтрашних президентских выборах даже в такой стране, как Колумбия, которая всегда считалась союзником США, к победе идет кандидат с, мягко говоря, скептическим отношением к северному соседу?