На Украине – острый дефицит соли. Обычной, для приготовления пищи. Если раньше стандартная пачка – килограмм – стоила 7 гривен, то сейчас в несколько раз больше, да и то не найдешь. Свободно можно еще купить за сто гривен, но и то не везде. Лучше не будет. Под угрозой домашняя засолка. Причина столь острого дефицита – остановка предприятия под названием "Артемсоль", что в Донецкой области близ города Бахмута (ранее – Артемовск). Там идут бои. Задеты рудники и административное здание. Добыча прекращена. Очевидно, линия фронта в ближайшее время сдвинется еще дальше на запад, ведь цель текущего этапа спецоперации – полное освобождение Донбасса.
Завод "Артемсоль" добывал 2 миллиона тонн в год. Сейчас осталось лишь одно производство – Дрогобычская солеварня под Львовом. Там расширили производство, но лишь до мощности 600 тысяч тонн в год, что совсем мало. Короче, соли на Украине нет. Да еще всю расхватали. Раньше для Украины добывали соль в Крыму, но кровавый госпереворот 2014 года Крым отпугнул. Теперь у Украины ни Крыма, ни соли.
А ведь раньше только Крым был источником соли для Малороссии. Возили из Крыма ее на волах чумаки. Это были целые поезда повозок – до полусотни – которые иногда даже связывали между собой цепями в длинные вереницы. На случай нападения врагов: колонну не разметут, а сам караван превращался в естественное укрепление.
Изначально чумаки – солеторговцы. Из Малороссии – малой скоростью в Крым, а оттуда на зиму домой и торговали целый солью целый год. На одной повозке – до тонны соли. И вот подумайте, сколь важна была в позапрошлом веке профессия, если и небесное явление, и наша галактика – Млечный путь – и по наше время на украинском языке называется Чумацкий шлях, то есть "дорога чумака". У нас – ассоциация с разлитым по берегам молоком. В английском и французском – тоже – Milky way и Voie lactée соответственно. А вот в Чумацком шляхе – ассоциация с рассыпанной по обочинам дороги солью. Тряслись повозки – слегка где-то и просыпалось.
Профессию чумаков любили романтизировать художники. Вот Иван Айвазовский – "Чумаки в Малороссии". Вот он же – "Чумаки на отдыхе". Ну, не поэтично? А вот польский художник Юзеф Брандт – "Чумаки на привале перед корчмою". Или вот Архип Куинджи – "Чумацкий тракт в Мариуполе".
На деле трудная это была профессия. Чумаки – первые дальнобойщики, только без асфальта, машин и кондиционеров. Это из Крыма – соль и соленая рыба, а туда – много чего. У русского писателя Григория Данилевского есть повесть "Чумаки". Написанная в 1856 году, как говорится, с натуры, она точно передает детали быта и профессии. Вот, например, что брали с собой по пути туда, чтобы обратно привезти соль: "Из деревянных поделок берутся: колеса, ведра, оси, ярма, чашки, баклаги для воды, ложки, кадки и целые сложенные части воза. Кроме того, окрестности Изюма, и в особенности подгородная его слобода Пески, отправляют на Дон и далее глиняную “гончарную” посуду с чумаками. А в других, наконец, местах чумаки забирают водку, масло, сухари (как в минувшие годы, для войск в Крыму, из Курской губернии), бакалейные и красные товары и в огромном количестве с северных уездов Малороссии к южным портам хлеб, пшеницу, пшено и льняное семя".
И это на картинах маслом – все красиво и пасторально. Реальность чумацкого быта была куда более суровой: "Чумак припасет на дорогу всего две рубашки, и в этом есть свой обычай. В одной он идет в путь и, не скидая ее ни разу, в ней и возвращается. Для защиты от дождя, пыли, заразы и мошек ее тотчас обмазывают дёгтем вместе с шароварами, почему тяжелый, ленивый и загорелый чумак в пути представляет издали какое-то подобие древнего рыцаря, закованного в панцырь и латы. Другая рубашка имеет в себе много трогательного: ее на чумака надевают только тогда, как он умрет на дороге".
На дорогах и умирали. Понятно, что жизнь в столь трудных условиях предполагала и свой кодекс чести, крепкое товарищество, но и массу суеверий и примет. Например, встретить по пути женщину был плохой знак. Зная это, селянки, завидя вдалеке чумацкий обоз, прятались. Вот такая была раньше на территории нынешней Украины соляная логистика. С развитием техники и дорог профессия ушла. Наступили новые времена. И вот сейчас солью Украина себя опять не обеспечивает. Хоть чумаков из Польши пускай. Так и до этого дойдет.