Важное заявление сделал российский Министр образования и науки Валерий Фальков. Россия намерена выйти из Болонской системы, которая предполагает разделение процесса обучения на две части. Первые четыре года – "бакалавриат" и еще два года – "магистратура". Теперь это может уйти в прошлое.
"К Болонской системе надо относиться как к прожитому этапу. Будущее за нашей собственной уникальной системой образования, в основе которой должны лежать интересы национальной экономики и максимальное пространство возможностей для каждого студента", – заявил Фальков.
Что придет на смену бакалавриату и магистратуре, в Минобрнауки пока не сообщили. Очевидно лишь, что за последние 20 лет Болонская система в России так себя и не оправдала, вводилась она для автоматического признания наших дипломов за рубежом, чего не произошло.
О бакалаврах и магистрах в России активно стали говорить в 2003-м. Существующую систему высшего образования отменили, на смену пришла Болонская. Ее критики тогда утверждали: Болонская система противоречит русской университетской культуре. Ведь классический университет – это в первую очередь фундаментальность знаний, а не поставщик образовательных услуг. Европейский шаблон писали не у нас, но для наших студентов. И вот теперь, спустя почти 20 лет, говорят о новом переломе в высшем образовании. От Болонской системы надо идти вперед, а не назад.
Это была европейская мечта: единое пространство высшего образования. Никаких границ. Под лозунгом "Студенты всех стран, соединяйтесь!" Россию тоже заманили в Болонский процесс. Для этого надо было отказаться от своего, родного. И следовать западному пути. Ректор МГУ Виктор Садовничий уже тогда доказывал: сокращение срока обучения на целый год – с пяти лет до четырех – к хорошему не приведет: " За 4 года специалиста востребованного, грамотного, фундаментально подготовленного не сделаешь. Потерять для России систему доктора – это будет трагедией для науки, для образования и для России. Поэтому многоуровневая система предполагает: специалист, аспирантура, кандидат, доктор".
Но дискуссию быстро свернули. Переход на систему "4+2" (4 года – бакалавриат и 2 года – магистратура) старались ускорить. В советской системе образования даже пяти лет иногда было мало. Отработанные десятилетиями учебные программы готовили специалистов широкого профиля: ну, какой из него инженер, если он в профессию с головой не погрузился?
Шагнув в европейскую неизвестность, России пришлось ломать устоявшийся строй пятилетнего высшего образования. Бакалавриат стал некой усеченной формой прежней программы. За счет потери одного года обучения количество занятий по специальности сократилось на 40%. Для студенческой практики и времени почти не осталось.
"Только бакалавры, а они – основная масса инженеров, не могут обеспечить научно-технический прогресс. Не хватает образования. Не хватает его качества – вот самое главное. Качество образования в России снизилось не снизилось, а упало. Инженерное образование упало. Последние 30 с лишним лет проходили в деградации нашего образования. Воспитать экономиста можно за 4 года, а воспитать инженера классного, который будет что-то делать на заводе творчески, для этого нужно 5,5 лет. Мы все тогда восставали. Зачем нам это? Дайте нам самим готовить", – вспоминает Роберт Нигматуллин, научный руководитель Института океанологии РАН, академик РАН, заведующий кафедрой газовой и волновой динамики МГУ.
Фундаментальность образования, которой всегда гордились, была утрачена. Бакалавр по сравнению со специалистом хуже подготовлен. Болонская система, принятая в России, была ориентирована не на тех, кто будет работать в своей стране. Кадры готовили для заграницы.
"Никто нас в этот процесс силой не затаскивал, понятно, что нас там не ждали, это мы захотели войти в этот Болонский процесс. Мы ожидали, что у нас значительно улучшится связь с европейскими университетами. Мы сокращали такие предметы, как русский язык, литература, история, особенно меня коробит то, что мы на историю очень мало внимание обращали. Мы увеличили значительно число часов на подготовку по английскому", – сказал Михаил Эскиндаров, президент Финансового Университета при Правительстве РФ.
У европейской системы действительно есть несомненный плюс: мобильность обучающихся. Российские студенты едут в Европу и Америку, европейцы и американцы – в Россию. Закончив здесь бакалавриат, можно без потери курса поступить в магистратуру, например, в Берлине. Сегодня в наших вузах учатся 324 тысячи иностранных студентов.
"Я считаю, что Болонская система нужна. У студента есть выбор: уйти после бакалавриата, опериться и пойти работать или продолжить для достижения каких-то больших успехов в этой сфере магистратуры, аспирантуры и так далее", – говорит одна из студенток.
Многие студенты не стремятся поступать в магистратуру. Если 10 лет назад 85% бакалавров продолжали обучение, переходя на следующую ступень, сегодня – вдвое меньше. В их скромном багаже знаний остаются только базовые навыки. В аспирантуре обучаются чуть больше 80 тысяч человек. В 2003 году, когда Россия подписала Болоснкую декларацию, аспирантов было 140 тысяч. То есть почти вдвое больше.
"Если в цифрах, защищали в 2003 году примерно 14-15 тыся человек диссертации кандидатские, то в прошлом году это чуть больше 1200 человек . То есть мы сегодня фактически не восполняем в убытии научных и преподавательских кадров. И я знаю, что некоторые вузы из-за этого принимают на работу в качестве преподавателей людей, которые не имеют кандидатские степени, и зачастую на работу в качестве лектора принимают и магистров. Переход на Болонскую систему где-то нанес ущерб образованию в России в целом. Мы здорово потеряли научный потенциал свой", – отметил Михаил Эскиндаров.
За 19 лет с момента подписания Болонской декларации не все российские вузы перешли на двухуровневую систему. Медицинские университеты до сих пор используют советскую модель специалитета, которая предусматривает 6 лет обучения.
"Слава богу, что мы оставили специалитет. И медицинские вузы до сегодняшнего дня готовят не по системе "бакалавриат и магистратура", а готовят по специалитету. Потому что, конечно, недоученный летчик, недоученный врач – это все-таки опасные две специальности, которые требуют полноценного образование, завершенного", – говорит Олег Янушевич, ректор МГМСУ им. А.И. Евдокимова, академик РАН.
Инициаторы реформы предлагали упразднить интернатуру. Ввести систему аккредитации специалистов – на западный манер. Но медицину отстояли. В Европе нет такой специальности – "зубной врач". Там дантистов готовят на уровне колледжей. В России учат не только ставить пломбы. Здесь дают высшее медицинское образование.
- Что дает участие России в Болонском процессе для ваших студентов, для ваших выпускников?
– Для медицинского образования, наверное, ничего. Это точно. Врач, который приезжает, закончивший образование, он должен подтвердить свой диплом, пройти экзамен прежде всего на знание языка. В ряде стран необходима еще рекомендация от коллеги-врача, с которым ты работаешь. Поэтому это все равно пересдача, а не банальное подтверждение диплома. И так происходит не только с российскими дипломами, так происходит, если переезжаешь из Франции в Германию, например, – сказал Олег Янушевич.
К выпускникам российских вузов в Европе всегда было избирательное отношение. Гуманитарные специальности их редко интересовали. Другое дело – физики, химики, математики. Студенты Московского физтеха еще в советское время были нарасхват. За ними до сих пор идет охота.
– На Запад голову поворачиваешь?
– Когда я поступала, я была уверена, что я в магистратуру буду уезжать за границу. Но сейчас я нахожусь в таком состоянии колебания, потому что, пообщавшись с ребятами, которые уехали, местами я начала задумываться, а стоит ли вообще уезжать? Потому что бывают отзывы, что "мы за Физтех столько получили, что сейчас вроде уже работаем, сейчас смысла особо уезжать туда учиться не было", – говорит Алла Зайцева, студентка 3-го курса ФПМИ, председатель студсовета ФПМИ МФТИ.
Московский физико-технический институт – это элита высшего образования в России. Здесь проходной балл по ЕГЭ – 305. То есть по трем предметам нужно набрать по сто баллов. И заработать дополнительные, став победителем Всероссийских и международных олимпиад. Здесь тоже учат по системе "бакалавриат, магистратура, аспирантура". Но подход совершенно другой.
"Мы первые два года даем очень мощное фундаментальное образование в какой-то там своей области, если говорить о прикладной математике и информатике, то это, конечно, в первую очередь математика и информатика. А дальше уже происходит встраивание в индустрию. Человеку на Физтехе предоставляются в рамках учебной недели выделенные дни, называемые базовыми, когда он здесь не учится, он едет на базу того предприятия, которое он выбрал в качестве профильного", – пояснил Андрей Райгородский, директор Физтех-школы прикладной математики и информатики.
У Физтех-школы прикладной математики и информатики – так здесь называют факультеты – три десятка индустриальных партнеров. Это не только ведущие научно-исследовательские институты Келдыша, Харкевича и многие другие. С начала 2000-х присоединились крупные компании – "Яндекс", "1С", "Сбертех". С таким подходом к обучению даже после бакалавриата студенты Физтеха выходят готовыми специалистами.
- Четырех лет бакалавриата тебе достаточно?
– Я считаю, что четырех лет бакалавриата определенно недостаточно, потому что на самом деле здесь вопрос не в общем числе лет, а, скорее, вопрос в системе. То есть мне нравится система, когда после бакалавриата, где мы получаем довольно общие знания о мире, вот в МФТИ мы еще углубляемся, следует магистратура, смысл которой заключается в углублении в какую-то профессию. То есть, например, у нас есть магистратура, анализ данных в авиации от компании S7. И там решаются довольно конкретные задачи. В бакалавриате у нас, скажем, есть просто кафедра анализа данных, а вот здесь анализ данных в авиации, – рассказал Всеволод Менчук, студент 2-го курса ФПМИ МФТИ.
Информационная платформа Superjob провела исследование, как в России относятся к Болонской системе. Идею об отказе от европейской системы подержали 66%. Только каждый десятый – "за". Среди опрошенных студентов вузов 44% высказались против двухступенчатой системы "бакалавр – магистр". И только каждый третий готов дальше обучаться по-болонски.
"На юридическом факультете буквально два года назад было принято решение о том, что нужно открыть программы специалитета, которые уже ранее действовали в стенах юридического факультета. Безусловно, все выступают именно за отмену и возвращение к тем старым стандартам и тому качественному российскому, советскому образцу образования", – сказал Лев Шулындин, студент первого года обучения магистратуры юридического факультета Казанского федерального университета.
В региональных университетах сторонников Болонской системы меньше, чем в столичных. Европейские подходы к высшему образованию здесь не прижились. Возвращаясь к специалитету, здесь исходят из того, что выпускники будут работать в России. И в этой ситуации уже не так важно, признают их дипломы за рубежом или нет.
"Фактически мы вне Болонской процесса сегодня, потому что после начала спецоперации Ассоциация европейских университетов официально известила нас о том, что они приостанавливают взаимоотношения с российскими университетами на неопределенный срок", – отметил Михаил Эскиндаров.
Но главный вопрос: чем заменить Болонскую систему? Предложения звучат разные: реставрировать старую советскую или создать абсолютно новую, не отказываясь от европейской, дать возможность в этот переходный период вузам самим выбирать, по какой системе обучать студентов.