В Третьяковской галерее открывается выставка "Святитель Николай Чудотворец. Иконы XIII-XX веков", посвященная одному из самых почитаемых во всем христианском мире святых.
За последние десятилетия музеи неоднократно организовывали в своем пространстве выставки, посвященные изображениям знаменитого чудотворца, родившегося в 270 году в городе Патары, служившего в Мирах Ликийских (сегодняшняя Турция) и упокоившегося там же.
И это неудивительно: в честь святителя Николая было построено множество храмов, а его образы можно найти в любой церкви. Но сотрудники Третьяковской галереи решили, что еще одна экспозиция святителю не повредит: это хорошая возможность продемонстрировать произведения, хранящиеся в фондах галереи и частных собраниях.
Экспозицию открывают ранние иконы, которые знакомят с житием святого от рождения и крещения до преставления Николая и его многочисленных посмертных чудес. Вопреки представлению о "стандартном" наборе и порядке чтения клейм, житийные циклы большинства икон святого Николая уникальны. За оригинальными иконографическими программами стоит особый замысел, что наглядно демонстрируют иконы из села Мелетово недалеко от Пскова, из коломенского храма Иоанна Богослова, Введенской церкви в Ростове Великом и Николо-Угрешского монастыря.
Одну особенность стоит упомянуть отдельно: в русских иконографических памятниках с конца XIV века часто изображаются перенесение мощей святителя Николая из Мир Ликийских в Бари, в честь которого на Руси был установлен особый праздник, а также "русские" чудеса святого, такие как спасение утонувшего в Днепре младенца, которого обнаружили в соборе святой Софии целым и невредимым.
Следующий раздел выставки посвящен особым иконографическим изводам (утвержденная форма иконографического изображения), воспроизводящим чудотворные образы преподобного Николая, которые сыграли заметную роль в русской истории и культуре. Это иконы Николы Зарайского и Николы Великорецкого, а также деревянную статую Николы Можайского. Сама скульптура, изготовленная в XIV веке в память о спасении Можайска от неприятеля, хранится в сокровищнице Третьяковской галереи. На выставке представлены ее резные и живописные реплики.
Еще одна тема выставки – изображения святителя Николая с другими почитаемыми святыми: мучениками, целителями, благоверными князьями и преподобными. Святой рано появляется в композиции деисуса (икона или группа икон, имеющая в центре изображение Христа), а с XV века известны его иконы в деисусных чинах иконостаса наряду с великими учителями Церкви – Василием Великим, Иоанном Златоустом и Григорием Богословом. Примером такого деисусного чина служит комплекс из старообрядческой церкви Успения на Апухтинке в Москве.
Узнать об особенностях почитания святого можно и из представленных на экспозиции предметов мелкой пластики. В этих небольших каменных резных иконках нередко сохраняются ранние свидетельства существования иконографических изводов периода позднего Средневековья.
Завершают выставку образы, характеризующие почитание Николая Чудотворца, которое лучше всего называть камерным, частным. Особого внимания здесь заслуживает икона 1914 года из собрания старообрядцев Рахмановых с рамой, в которой соединены фрагменты ранних произведений и деревянные складни XIX века, привезенные паломниками из Сергиева Посада. Эти предметы демонстрируют глубокое почитание святого Николая, воспетого в церковной поэзии как "ненадежных надеяние", "обуревамых тихое пристанище", "привеликия милости сокровище".
Ряд представленных на выставке произведений экспонируется впервые, среди них раскрыта специально к выставке икона, написанная Тихоном Филатьевым для церкви Рождества Богородицы в Голутвине, житийный образ святителя Николая из собрания семьи Мамонтовых, икона Николы Можайского середины-второй половины XVII века из собрания икон при Фонде Андрея Первозванного и образ той же иконографии из частной коллекции.
Выставка продлится до 28 августа.