За чередой драматических событий в мировой политике сейчас иной раз теряется то, что в ней все же есть и созидательного. Одно из самых позитивных событий уходящей недели – приглашение в МИД России сразу всех послов стран Латинской Америки – на встречу, посвященную подготовке уже десятой российско-латиноамериканской сессии предстоящего Петербургского экономического форума. И это – яркий контраст с начинающимся в понедельник в Лос-Анджелесе так называемым "саммитом обеих Америк", на который организаторы из США так и не позвали руководителей Венесуэлы, Кубы и Никарагуа. По многолетней традиции модератором сессии в Петербурге будет Сергей Брилёв. Он как раз вернулся из Латинской Америки, как, наверное, многие слышали, перенес по возвращении серьезную операцию и сейчас завершает реабилитацию, а в канун "саммита обеих Америк" подготовил данный материал.
Аконкагуа – так в горах Андах называется самая высокая вершина Южной Америки, но вообще-то и обеих Америк. На испанском "вершина" – cumbre. На английском – summit. А сейчас, в последние часы "саммита обеих Америк", который встреча в верхах, Латинская Америка просто изумляет тем, как восстала против Вашингтона, который-то думал отсечь диссидентов и превратить Лос-Анджелес в феерию единства, в том числе, очевидно, антироссийского. Явно не получилось.
Вообще говоря, интересное дело: уже в самом начале нынешнего конфликта в Европе Запад определился с тем, кто по российскому вопросу ему мешает в Латинской Америке и кого, как казалось, можно быстренько приструнить и изолировать. Сальвадор как-то уж забылся, а Куба, Никарагуа и Венесуэла как-то вдруг и у США оказались в черном списке. Их не позвали на саммит в Лос-Анджелесе. Но они точно не сдались.
"Голос континента звучит громко, он гремит. И это должно наполнять нас радостью. Она стоила того: вся эта борьба нескольких поколений латиноамериканцев за то, чтобы поднять знамя достоинства и единства наших народов. Для нас наступают новые и лучшие времена!" – заявил президент Венесуэлы Николас Мадуро.
Мы еще вернемся к этому уже завершившемуся альтернативному саммиту, как там сказали, "нашей Америки" (в Гаване). А пока главные для нас с вами новости с юга Нового Света – из Буэнос-Айреса. Там, в Сенате Аргентинской Республики, в самый канун "саммита обеих Америк" для кого-то, может, и "вдруг" явственно возник российский сюжет. Чтобы понять, о чем пойдет речь, – несколько деталей.
Во-первых, вот как там исполняют гимн. Присмотритесь! Один сенатор поет в шарфе. У этого под пиджаком – поддевка. Холодно даже здесь. Когда после гимна с отчетом в Сенат пришел глава аргентинского кабинета Хуан Мансур, он, кажется, сам не мог поверить в то, какие произносит цифры: "На 416% увеличились расходы на импорт горючего. Такой рост – это следствие и холодов. Смотрите, что сейчас печатают аргентинские газеты: с приходом июня в Южном полушарии (где все наоборот) властно вступила в свои права зима. Соответственно, расходы на отопление зашкаливают. Но такой рост – следствие и дисбаланса на рынке нефти и газа из-за санкций Америки и Европы против России".
И что Аргентина? Она ведь вроде тоже осудила действия Москвы , о чем говорили на этом заседании. Но как теперь выяснила газета El Cronista, в письменных ответах главы кабинета содержался пассаж, который, естественно, очень не понравится Вашингтону: "Вооруженный конфликт не имеет правовых последствий для действия двусторонних конвенций и соглашений между Аргентиной и Российской Федерацией".
То есть продолжат действовать те соглашения, которые в феврале аргентинский президент Фернандес заключил и переподтвердил в Москве с Путиным. То есть ни к каким санкциям Аргентина не присоединяется. И даже расширяет круг. А именно: аргентинский президент, как утверждает популярное в Буэнос-Айресе издание InfoBAE, обычно старается держать "бесконечную дистанцию" с венесуэльским Николасом Мадуро. Но тот вдруг сейчас посвятил аргентинцу целую оду. Слушаем:
"Я особо хочу отметить такого мужественного человека, как президент Фернандес! Мы знаем, что его твердый, ясный и мужественный голос будет одним из самых мощных голосов", – сказал Мадуро.
Для того, чтобы понять совсем все про последние критически важные часы и дни перед "саммитом обеих Америк", перенесемся в Капитолий в США. Там сенатор Марко Рубио мучал национального координатора саммита в Лос-Анжелесе Кевин О'Райли.
- Мы пригласили кого-нибудь из кубинского режима?
- Сенатор, это решение должен принять Белый дом.
Не дожидаясь никакого решения Белого дома, президент Кубы Мигель Диас-Канель, во-первых, указал американцам на манеры. Во-вторых, своему Совмину кубинский президент сказал: не поедет он ни в какие Штаты, даже если и пригласят: "Я могу вас заверить в том, что не поеду в любом случае!"
В тот же день кубинцы выдали телерепортаж, как в гаванском квартале La Korbata идет, конечно, скромное, но благоустройство, несмотря на санкции США. Например, в одном из парков и вообще на Кубе будет Wi-Fi. А на этой улице идет реконструкция жилья.
Но в том-то и дело: зуб на США сейчас держат не только Куба и Венесуэла, против которых Вашингтон ввел прямые санкции, но и те в Латинской Америке, кто, вообще не имея к этому никакого отношения, попал под следствия санкций антироссийских. В Бразилии очень яркий пример – индейцы Минас-Жерайс. Жили они себе и жили и, вполне вероятно, даже не знали, что творится в какой-то там Европе, но теперь, когда из-за западных санкций оказались нарушенными поставки в Бразилию российских удобрений, оказалось, что именно в недрах индейских земель залегает искомый калий, который нужно добывать, если Бразилия решит сама обеспечить себя удобрениями. И что? По прихоти Вашингтона теперь опустеют и другие индейские земли, как опустели те, по которым прошлись вроде как проклятые всеми колонизаторы прошлого? А это мы все движемся дальше к саммиту – вершине.
Даже в самых низких горах Южной Америки (по сути, еще в предгорьях) появляется вот такой забавный дорожный знак: "Синусоидная дорога". Ну, в смысле петляющая. Вопрос: по какой синусоиде пойдет сейчас развитие всего континента? Кому-кому, а все тем же аргентинцам есть,какие вспомнить синусоиды. Начнем с правых.
"Я считаю, что мы должны быть нейтральными. Например, у нас имелись военные правительства, у которых были хорошие отношения и с Советским Союзом, и с Соединенными Штатами. А потом мы пошли с войной на Соединенное Королевство, что обернулось полной чепухой", – сказал Агустин Этчебарне, директор Исследовательского центра "Свобода и прогресс".
Как раз в эти дни – 40-летие окончания той "войны-чепухи", когда аргентинские генералы высадились на спорных островах в Южной Атлантике (для Буэнос-Айреса – Мальвины, для Лондона – Фолкленды), думая, что их поддержат американцы. Вашингтон имел соглашения о коллективной безопасности и с теми, и с другими. Но Рейган предпочел аргентинцам англичанку Тэтчер. Аргентина потерпела унизительное поражение. А уж левые это помнят особенно.
"Кто может верить в то, что американцы помогут? Мы, латиноамериканцы, не верим. Мы, аргентинцы, знаем, чему учили наших офицеров в недоброй в памяти военной школе США в зоне Панамского канала во времена военной диктатуры, обернувшейся геноцидом. Мы знаем, кто организовывал все до единого госперевеороты в нашем регионе. Все они были затеяны и профинансированы США", – отметила Алисия Кастро, экс-посол Аргентины в Венесуэле и Соединенном Королевстве.
Что еще задевает латиноамериканцев? На последний "саммит обеих Америк" (он проходил в 2018 году в перуанской Лиме) от США приехал лишь вице-президент Пенс. А Дональд Трамп, получается, предпочел до Латинской Америки не опускаться что ли?
Как напоминает в своей свежей статье латиноамериканка Ариэла Руис Каро, которая при этом работает в Университете Гумбольдта в Берлине, при Трампе латиноамериканцев ждало еще одно унижение: "Латинская Америка не смогла помешать Маурисио Клавер-Кароне, тогдашнему советнику президента США Дональда Трампа по нацбезопасности по латиноамериканским делам, стать президентом Межамериканского банка развития в 2020 году, что нарушило традицию заполнения этого поста латиноамериканцем".
Объективности ради. С началом нынешнего кризиса именно этот банк выпустил комментарий, в котором боевитое иберо-американское издание ICN особо выделило следующее: "Россия является важным рынком сбыта разных товаров, которые экспортируют Латинская Америка и Карибский бассейн, включая молочные продукты, мясо и фрукты, и, в свою очередь, на Россию приходятся примерно 20% поставок удобрений".
Следствия мы уже знаем. "Синусоиды" говорите? На этих кадрах Байден – с мексиканским президентом Лопесом Обрадором. А тот, когда узнал, что коллега из США одних на саммит в Лос-Анджелесе зовет, а других – нет, памятно заявил, что тогда и сам не поедет. И, возможно, он и сам не ожидал, какую породил волну. К этим выходным о бойкоте саммита в США заявили президенты Боливии и Гватемалы, непременно пригласить всех потребовали власти Гондураса, Чили и Аргентины, а теперь и государства Карибского сообщества CARICOM.
Характерная иллюстрация – программа Republica мексиканского телевидения, где ведущий, Мануэль Лопес Сан Мартин, задает гостю вопрос: "Так это провал Байдена?"
"Провал или триумф – это зависит того, для кого это провал или триумф. Это, конечно, провал для Джо Байдена. Он хотел посредством этого саммита зафиксировать свой образ человека, которому важен амерканский континент, который является лидером этого континента. Это ему не удается", – сказал Серхио Сармьенто, медиалидер ВЭФ в Давосе, приглашенный исследователь Центра международных стратегических исследований в Вашингтоне.
И мексиканцы продолжили обсуждать, что Байден отправил к ним своего спецпредставителя, экс-сенатора Додда, а тому было сказано: зовите всех, иначе наш президент действительно не поедет. И добавили: времени на раздумье у вас совсем немного. 19 мая глава глава МИД Мексики Марсело Эбрард заявил: "Ответ будет в течение следующих часов или завтра". Но прошла еще целая неделя перед тем, как на слушаниях в Сенате США все же прозвучали и ясные ответы. Так что в итоге?
- Мы пригласили режим Мадуро или кого-то из его представителей на саммит? – спросил Марко Рубио.
- Точно нет. Мы не признаем их как суверенное правительство.
- И приглашали ли мы кого-нибудь от режима Ортеги на саммит?
- Нет.
После этого глава МИД Мексики сказал: ну, все, я-то поеду, а мой президент – нет. Но был при этом крайне любезен со своим коллегой из той самой Аргентины, которая на саммит собралась. Как мы помним, до этого глава аргентинцев хвалил и Мадуро. Но почему?!
Все то же аргентинское издание InfoBAE описывает интересную интригу. Когда и в Буэнос-Айрес собрался спецпосланник из США, то президент-аргентинец позвонил коллеге в Мехико. Разговор состоялся такой:
- Я не еду. Я не могу.
- Если ты не едешь, я не поеду.
- Нет, ты давай-ка езжай! Ты там представишь CELAC.
CELAC – это сообщество стран Латинской Америки и Карибского бассейна без США и Канады. План состоит в том, что в Лос-Анджелесе президент Аргентины прочтет североамериканцам лекцию о том, как работает эта организация, где на все мероприятия всегда приглашают всех. На пресс-конференции с коллегой из Мексики глава МИД Аргентины Сантьяго Кафьеро уже отрепетировал: "Сообщество Латинской Америки и Карибского бассейна – это форум без исключений. Участвуют все страны, ко всем ним проявляется уважение, выслушиваются все голоса. Конечно, это не значит, что во всем есть согласие, что все думают одинаково. Но эта модель основана на уважении к тому другому, кто может по-другому мыслить".
И, конечно, удивительная публикация мадридской газеты El País: "Незадачливый саммит, который готовит администрация президента Джо Байдена, парадоксально начался не в Лос-Анджелесе, а в Гаване".
Уж тем более Куба, Никарагуа и Венесуэла – на своем саммите, который только что провел левый Боливарианский альянс для народов нашей Америки. Именно там, в Гаване, Мадуро и зажег: "Мы – это страны, правительства, народы, которые объединяются на равных. Лицом к лицу. Глаза в глаза. В которых привязанность и любовь. Никто не считается гегемоном, доминирующим, тем, кто приказывает, укладывает и бросает, включает или исключает. Нет! Мы равны!"
Тем временем в Сенате США.
- Мы ведь признаем Хуана Гуайдо законным временным президентом Венесуэлы. Это правильно? – сказал Марко Рубио.
- Абсолютно!
- Приглашали ли мы его или кого-либо или временное правительство на саммит?
- Мы с ними постоянно обсуждаем, как пригласить и участвовать в саммите.
Только как приглашать Гуайдо, если сами же американцы в поисках лишней нефти вступили в переговоры с Мадуро? Но как же сильна и эта заразная привычка делить людей на совсем неправильных, не очень правильных и канонически правильных.
- Пригласили ли мы представителей гражданского общества Кубы? Например, людей, которые были причастны к событиям июля прошлого года, – спрашивает Рубио.
- Да, сэр. Мы хотим иметь более широкое участие гражданского общества из каждой страны, где авторитарные правители и диктаторы стремятся погасить публичные дебаты.
Речь – об участниках прошлогодних протестов, возможность рецидивов которых теперь существенно ограничивают принятые 15 мая новые статьи кубинского Уголовного кодекса. В отношении таких поворотов свои сомнения высказывают и многие латиноамериканцы. Но, во-первых, они говорят с властями Кубы. Во-вторых... Даже если после того как "диссиденты" и сами отказались ехать на саммит, что в теории, открывает перспективу все-таки поехать туда тем, кого приглашали, в Латинской Америке уже предложили Вашингтону следить за словами.
"Кто мы такие, чтобы называть одних, а не других "бандитами, палачами и теми, кто подавляет свободы"? Если уж мы считаем себя здесь верховными судьями, то по какому праву?" – заявил президент Мексики Андрес Мануэль Лопес Обрадор.
А на саммите в Гаване генсек Боливарианского альянса Саша Лорренти зачитал итоговую резолюцию, где тоже был пункт про гражданское общество: "Мы осуждаем дискриминационное отношение Соединенных Штатов как страны, принимающей так называемый "саммит Америк", к многочисленным представителям подлинного гражданского общества нашего континента".
Важно: эта резолюция подписана и теми, кто едет в Лос-Анджелес. В завершение – подборка некоторых наших разговоров с теми, кто определяет общественное мнение в регионе. Что они думают о том, где должна быть Латинская Америка?
"Один из фундаментальных аспектов, из-за которых Латинская Америка находится в том положении, в котором находится, состоит именно в том, что державы вроде США не позволяли нам самим определять направление жизни", – считает Фредди Мамани, Заместитель министра иностранных дел Боливии.
"Бразилия, как я это вижу, не должна вставать ни на чью сторону. Нам нужно защищать свои собственные интересы", – отметил президент Ассоциации мукомолов Бразилии (Abitrigo) Рубенс Барбоса.
"Штука состоит в том, как сделать политику более демократичной и гуманной на международном уровне", – сказал Хорхе Рашид, советник по медицине губернатора провинции Буэнос-Айрес.
Ну, и еще раз строго научный факт: самая высокая вершина обеих Америк – она в Америке Южной. А до саммита всего два дня.