"Выживший" – так западные телеканалы называют британского премьера Бориса Джонсона, которому все-таки удалось избежать вотума недоверия от однопартийцев. Против него проголосовали 148, а поддержали 211 консерваторов. Сам Джонсон воспринял итоги как победу, но несогласных в партии набралось более 40%, и за каждым стоят избиратели, то есть те, кто уже освистывал премьера у собора Святого Павла, и те, кто еще получат в разы выросшие счета за электричество. В связи с этим фраза Джонсона "Все, проехали!" звучит самонадеянно.
С большим трудом подтвердив свои полномочия, Борис Джонсон на первом же заседании правительства предложил министрам начать все с белого листа.
Подчиненные согласно кивали, но далеко не все из них разделяют оптимизм своего руководителя. На протяжении полугода опросы общественного мнения стабильно показывают, что 60% британских избирателей считают, что Джонсон должен уйти, потому что они ему просто не верят. Заголовки некоторых изданий сегодня более красноречивы – они советуют премьер-министру "продолжать врать".
Проблема в том, что такие слова сегодня может произнести не только лидер оппозиции. Против Джонсона проголосовали 148 депутатов из его собственной консервативной партии. Это очень плохой результат. Если бы в таком голосовании участвовали все политические партии, представленные в парламенте, то не факт, что Джонсон сумел бы удержаться на посту премьер-министра.
"Вотум о доверии лидеру партии тори 2022 года принес победу не Джонсону. Он ранен смертельно – политики после такого не выживают. Это не была и победа Консервативной партии. Победители – оппозиционные партии: лейбористы, либеральные демократы, "зеленые" и шотландские националисты", – пишет издание The Guardian.
Результаты голосования свидетельствуют о том, что в консервативной партии серьезный раскол. По правилам, оппоненты Джонсона могут поднять вопрос о его отставке только через 12 месяцев. При желании большинства это правило могут и поменять. Бывший лидер консерваторов Уильям Хейг считает, лучший вариант для Джонсона – это самоустранение.
"Хотя Джонсон пережил эту ночь, ущерб, нанесенный его премьерству, серьезный. Были произнесены слова, которых не взять назад, были опубликованы доклады, которых не удалить, состоялось голосование, показавшее самый большой уровень неприятия, с которым лидер консерваторов когда-либо сталкивался или мог пережить. Глубоко внутри он должен признать это, сосредоточиться на уходе таким образом, чтобы спасти партию и страну от агонии и неопределенности", – пишет The Times.
Многие вспоминают предшественницу Джонсона на посту премьер-министра Терезу Мэй, которая преодолела вотум недоверия, но все равно была вынуждена уйти полгода спустя. Но даже у Терезы Мэй результат внутрипартийного голосования был намного лучше, чем у Джонсона, против которого выступило больше 40% депутатов-однопартийцев.
В карьере Бориса Джонсона было немало провальных моментов, но до сих пор ему удавалось их преодолевать. Надолго ли нынешнее воскрешение – вопрос открытый. Очевидно, что консерваторы не стали убирать оскандалившегося премьера, чтобы не играть на руку оппозиции. С другой стороны, в правящей партии пока нет явного кандидата ему на замену.
Наиболее вероятным претендентом называют канцлера Риши Сунака, но при нынешнем состоянии дел в экономике и падении уровня жизни, его позиция уязвима. Ближайший конкурент Сунака – министр иностранных дел Лиз Трасс. Хотя у многих консерваторов скептическое отношение, бывший советник Джонсона Доминик Каммингс назвал ее "ручной гранатой", которая взрывает все, к чему имеет отношение. Оба министра о своих амбициях пока предпочитают не заявлять, выражая поддержку уцелевшему главе правительства.
Так что положение у Джонсона зыбкое. Формально он по-прежнему у руля, но за спиной такие пассажиры, что в любой момент могут попросить его выйти.