Пресса фактически сыграла ведущую роль в том, что до сих пор не удавалось ни одному отдельно взятому институту в истории США, – лишить своего поста президента, который был избран менее двух лет назад. Это уже строки из доклада американского исследователя Хантингтона о событиях полувековой давности. Тогда Вашингтон потрясли новости о прослушке в штаб-квартире демократов и вынудили Никсона уйти в отставку, а слово "Уотергейт" стало нарицательным и навсегда вошло в политический словарь в значении скандала.
В этих толстых альбомах уотергейтский скандал день за днем. Руфус Эдмистен, заместитель руководителя комитета Сената, который вел расследование. Он не просто наблюдал за процессом с места в первом ряду, а буквально вошел в историю.
"Я выхожу из Сената с повесткой в руках. Меня сопровождает полиция. Я тогда не понимал, что происходит, но через неделю дошло понимание: я тот человек, который впервые в истории вручил повестку президенту. Я нес повестку вот в этом конверте. Сохранил его", – вспоминает Эдмистен.
Фотография с сенатским клерком, который несет повестку хозяину Белого дома, на первых полосах газет 24 июня 1973 года. Но это уже кульминация "Уотергейта". Сама история началась годом раньше.
"Уотергейт" – комплекс зданий в столице США. В нем гостиница, квартиры, магазины и офисы. 50 лет назад здесь находилось представительство национального комитета демократической партии США. 17 июня 1972 года около часа ночи охранник здания во время обхода замечает, что одна из дверей открыта, а замок заклеен на скотч.
"Я убрал клейкую ленту, закрыл дверь и пошел дальше, но что-то подсказало мне, что нужно вернуться. И когда я подошел к двери снова, она опять была открыта, а замок снова заклеен. Это произошло за 10-15 минут. Я побежал вызывать полицию", – рассказывает охранник "Уотергейта" Фрэнк Уилс.
Вызов передали патрульным, которые были ближе всех к "Уотергейту". Сержанты Лиипер и Барретт, шли по коридору, осматривая кабинет за кабинетом.
"Меня напугала чья-то рука, которая ударилась о стекло. Я перепугался до смерти и закричал: "выходи с поднятыми руками, иначе я разнесу тебе голову". И поднялись десять рук, они начали выходить. Всех пятерых мы арестовали", – говорит Джон Барретт.
Пятерка грабителей выглядит странно: в костюмах, с ними жучки для прослушки, фотопленка, сотни банкнот. Но скандалом пока и не пахнет. Поэтому утром, на первое судебное заседание, газета The Washington post отправляет начинающего репортера Боба Вудворда.
Своему чутью молодой репортер верил и с коллегой-журналистом Карлом Бернштайном они начали копать. Ответ, кто подослал шпионов с прослушкой в офис к демократам, лежал на поверхности – конкуренты республиканцы. Лето 1972 – разгар президентской гонки. Через 4 месяца Никсон собирался переизбираться.
Только The Washington post в статьях намекает на связь Белого дома с "Уотергейтом". Остальная пресса молчит – нет доказательств. Настырные Вудворд и Бернштайн не сдаются. О своем журналистском расследовании они расскажут в книге "Вся президентская рать". По ней снимут одноименный фильм.
Этот читатель и навел Вудворда на след. Его имя станет известно только через 40 лет. Анонимным источником был Марк Фелт – второй человек в ФБР. Без огласки в прессе никто бы не дал хода делу с такими подозреваемыми.
"Чек на 25 тысяч долларов показал связь предвыборной компании Никсона с фондом, который заплатил деньги взломщикам, вломившимся в "Уотергейт", – поясняет бывший директор библиотеки Никсона Тимоти Нафтали.
"Это была жуткая драма для Америки. Почти все смотрели слушания по "Уотергейту". Люди шли по улицам, заглядывали в окна, что там по телевизору. В зале и у зала всегда была толпа. К нам на слушания приходила Барбара Стрейзанд и другие знаменитости. Это была величайшая трагедия для страны", – говорит Эдмистон.
Руфус Эдмистон вспоминает, как в Конгресс приходили по 10 тысяч писем и телеграмм в неделю. От Никсона требовали предоставить записи его разговоров, которые всегда велись в Белом доме. Администрация сопротивлялась почти год, но пленки все-таки пришлось опубликовать. Правда раскрылась.
"Никсон ничего не знал о взломе. Но все доказательства, записи разговоров, допросы свидетелей показывали, что он играл большую роль в сокрытии этого преступления. Это стало причиной его отставки в 1974 году", – рассказывает Эдмистон.
Окружение оказало Никсону медвежью услугу – следило за конкурентами, хотя президент был популярен и перевыборы легко бы выиграл. На втором сроке, чтобы замять скандал с "Уотергейтом", задействовал и Минюст, и ЦРУ. То есть назлоупотреблял властью на импичмент.
Так Никсон готовился обратиться к нации в последний раз. Он не стал дожидаться импичмента.
"Я никогда не был трусом. Уходить с поста до завершения полномочий противоречит всей моей природе. Но как президент, я должен ставить интересы Америки на первое место. Поэтому я ухожу с поста президента завтра в полдень", – заявил тогда Никсон.
Из Белого дома Никсон ушел через 782 дня после взлома "Уотергейта". Так закончился скандал, изменивший в Америке отношение к прессе, к власти. Скандал, изменивший страну.