Сегодня – 30 лет со дня Бендерской трагедии. 19 июня 1992 года в городе Бендеры начались кровопролитные бои между молдавскими националистами и ополченцами Приднестровья.
19 июня 1992-го. Тогда тлеющий конфликт на берегах Днестра перерос в кровавое противостояние. Это начало Бендерской трагедии. Это была пятница. Конец рабочей недели и учебного года. В школах готовились к выпускным. Свой аттестат Наталья Кац смогла забрать только через несколько дней. В школе тогда оборудовали госпиталь — помогали раненым. Город срочно эвакуировали.
На защиту Бендер и всего Приднестровья встали добровольцы. Почти без оружия – его просто не было. Но городскую администрацию молдавские националисты, как ни пытались, занять не смогли.
Следы от пуль в спине бронзового Пушкина — до сих пор как символ спора о языке. Когда Молдавия оружием решила доказать, что приднестровцы говорить на русском права не имеют. За это и сражались, отстаивая свою свободу и независимость.
Когда Кишинев объявил о ликвидации Молдавской ССР, власти выбрали курс на объединение с Румынией. Кириллицу навсегда сменила латиница. А за использование других языков, кроме румынского, грозили уголовной ответственностью. В националистическом угаре молдавские власти объявили войну всем несогласным.
"Чем они аргументировали ввод своих войск к нам? Наведением конституционного порядка. Мы – первая республика, которая встала на защиту своей культуры, своей религии, своего языка. Чтобы русские говорили на русском, украинцы – на украинском, молдаване – на молдавском, а не на румынском языке", – сказал Анатолий Булда, командир 204-го батальона народного ополчения, председатель Союза защитников Приднестровья.
Отказавшись подчиняться решениям из Кишинева, в Приднестровье свой путь определяли на референдуме. В многонациональной республике с тех пор паспорта и свидетельства о рождении выдают на трех языках.
40 дней и ночей продолжалась битва за Бендеры. На многих зданиях до сих пор — следы выстрелов. За время вооруженного противостояния, только по официальным данным, погибли почти 500 человек, свыше 1000 были ранены.
Первые шаги к миру — здесь, на втором этаже. Совхоз "Дружба" на границе Приднестровья и Молдавии, где в июле 1992-го полевые командиры двух сторон начали переговоры о прекращении огня. Дальнейшее кровопролитие удалось остановить только благодаря российским миротворцам. На бывший советский аэродром под Тирасполем приземлялись самолеты с нашими военными. Приднестровские ополченцы к тому времени уже оттесняли молдавских националистов.
Этот блокпост номер один на въезде в город — стратегический. Мост через Днестр — автомобильная и железная дороги, что связывают левый и правый берега. Битва за него продолжалась несколько дней. Здесь же жители Бендеры встречали российских миротворцев, которые вот уже 30 лет словно живой щит разделяют стороны конфликта.
Самая успешная за всю историю вооруженных конфликтов миротворческая операция. Совместные блокпосты с тех пор — вдоль всей границы, почти 70% которой — так называемая зона безопасности. Но призывы вывести российский контингент из Приднестровья в последнее время из Кишинева звучат все громче.
"Тридцать лет прошло. Но, судя по всему, уроки никто не хочет учить. И принимаются политические решения, чтобы усиливать военную составляющую для Молдавии. Это говорит о том, что консолидированный Запад нацелен на превращение Молдавии в некий источник угрозы и опасности для Приднестровья в первую очередь", – отметил министр иностранных дел ПМР Виталий Игнатьев.
Обсуждая поставки летального оружия, Европа выделяет Молдавии 40 миллионов евро, чтобы вдвое увеличить военный бюджет страны. А граница республики, по решению парламента, теперь уже официально под контролем натовских офицеров. Молдавия стремительно теряет нейтралитет и независимость, что прописаны в Конституции.
"Молдова — европейская страна. Страна с европейским будущим. Для нас вступление в ЕС означает причастность к свободному миру. Мы не ищем легких путей, мы готовы работать. Готовы выполнять домашнее задание и хотим, чтобы нас оценивали по заслугам", – заявила президент Молдавии Майя Санду.
О результатах работы лучше всего говорят цифры. В стране — рекордная инфляция — почти 30%. За евроинтеграцию Молдавии платит ее население. Торгуясь с Россией за цены на газ, официальный Кишинев шантажирует и Приднестровье отказом платить за электроэнергию.
Она – первая на Днестре. Дубоссарская ГЭС 67 лет уже обеспечивает электричеством все Приднестровье и, конечно, соседнюю Молдавию, что на той стороне. Здесь граница – по воде. Два берега одной реки неразрывно связаны энергетической сетью. Чтобы не платить Приднестровью, Молдавия готова покупать украинскую электроэнергию. Втрое дороже. Лишь бы соответствовать европейским стандартам.
А на всей территории страны теперь под запретом вещание российских телеканалов. Новости, аналитические программы и военные фильмы из России молдавские власти больше смотреть не хотят. Санду лично подписала закон. Он вступает в силу на следующей неделе.
Отстаивая европейские ценности, официальный Кишинев в день Бендерской трагедии принимает ЛГБТ-парад. Под прикрытием щитов спецназа перед колонной – сотни карабинеров. Шествие к скверу Европы. Им навстречу — крестный ход тех, кто против гей-пропаганды, с криками "Позор!".
А парламент страны 19 июня предлагает провозгласить национальным Днем участников войны на Днестре. Иначе говоря, тех, кто напал на Приднестровье 30 лет назад.
"У каждого государства свои герои. В Молдове – те, кто убивал, у нас – кто защищал. Молдова чествует оккупантов как освободителей. Мы – мирное государство, мы не агрессоры, мы не оккупанты, но мы сможем за себя постоять. А то, что делает Молдова, реанимируя ту агрессию и вспоминая ее, – по большому счету это путь не к миру", – считает президент ПМР Вадим Красносельский.
У Мемориала памяти и скорби в Бендерах сегодня – тысячи людей. С портретами защитников. И с бесконечной благодарностью к тем, кто освободил родную землю от националистического безумия. Ровно в 16:45 по всей республике звучит сирена. Как и 30 лет назад. Этот день здесь никогда не будет забыт.