Слово "путешествие" все понимают по-разному. Кто-то мечтает о пляжном отдыхе, другие – о горных восхождениях, а кому-то важны культурные или гастрономические впечатления – и побольше. Но есть особая, отдельная категория путешественников. Их даже называют специальным словом – паломники, которое происходит от латинского "пальма", с ветвями которой встречал Иерусалим Иисуса.
Тех, кто хоть раз в жизни побывал в таком путешествии, огромное количество, выяснил корреспондент "Смотрим". И постарался разобраться, зачем и куда идут паломники, и что они находят в своих странствиях.
То, что паломничество – синоним путешествия, подтверждают все энциклопедические и синонимические словари, начиная с "Брокгауза и Ефрона". Но это – во вторую очередь.
Главное определение паломничества – это "верование, что молитва более действенна в определенных местностях, имеющих то или иное отношение к божеству".
В "Энциклопедическом словаре Брокгауза и Ефрона" паломничеству посвящена длинная и подробная статья, из которой можно узнать, что первыми паломниками были древние греки и римляне – они путешествовали к отдаленным храмам. Что евреи в великие праздники ежегодно ходили в Иерусалим, а первой из паломников-христиан была святая Елена, чье путешествие на Святую Землю привело к обнаружению Креста, на котором был распят Иисус.
Живший в IV веке богослов и философ Григорий Нисский категорически возражал против паломничеств из соображений нравственности. Впрочем, позже Церковь передумала и признала их богоугодным делом.
Так и повелось. И по сей день по всеми миру представители разных конфессий совершают перемещения в сторону "определенных местностей" в поиске самой действенной молитвы. Поэтому странников с такими задачами, вне зависимости от их конфессии, называют паломниками.
Или не совершают. Потому что примерно половина опрошенных категорически не приемлет этот путь достижения возвышенных целей. Одни не любят массовых мероприятий и стараются избегать тесного общения с чужаками, другие боятся бытовых сложностей или слабы здоровьем. Есть и такие, кому жаль потратить отпуск на непредсказуемое и неподконтрольное времяпрепровождение, тем более что по многочисленным свидетельствам на пути к радости и благодати паломников подстерегают многочисленные искушения.
А несколько человек признались, что и сами не в состоянии понять, почему никак не соберутся на богомолье, хотя идея им очень нравится и близка.
Остальные ради паломничеств ездят по разным странам – Израиль, Непал, Индия, Испания, Саудовская Аравия, Египет, Болгария, Грузия, Турция, – чтобы увидеть местные святые места или поклониться великим святыням.
Такой тип богомолья едва ли не самый распространенный, поскольку сочетает в себе изучение местных религиозных традиций, полезную физическую нагрузку, возможность посмотреть новую страну и попробовать местные блюда.
При этом не упускается главная идея религиозного путешествия. А это молитвы (считается, что соборная – общая – молитва сильнее личной), восприятие "на местности" жизни и подвига святых, изучение священных текстов и размышления о них. И необязательно христианских – ведь паломничества приняты и у буддистов, мусульман, евреев.
Но самый популярный в России вид паломничества – это крестный ход. Существует даже рейтинг, в котором 17 религиозных шествий располагаются согласно их многочисленности и значимости.
Есть в рейтинге как многомесячные, так и заканчивающиеся через несколько дней крестные ходы. В одни отправляются десятки тысяч, в другие – "всего" несколько сотен богомольцев.
Самый популярный – Крестный ход Сергия Радонежского с его мощами. Он уже начался 12 июня, но не стоит расстраиваться, потому что продлится он 114 дней, в течение которых паломники пройдут 30 тысяч километров. При желании к нему можно присоединиться в одном из 27 городов в России, либо в Казахстане и Белоруссии.
Новичкам (да и экспертам) узнать о крестных ходах и посмотреть расписание очень просто. Сегодня в Интернете существуют десятки сайтов, которые объяснят смысл и суть того или иного крестного хода, помогут советом.
Там же предложат полностью взять на себя подготовку предстоящего путешествия, а это немаловажный момент: неопытные и неподготовленные богомольцы, не выдерживая, регулярно "сходят с трассы" и возвращаются домой.
Подготовка включает в себя как бытовые, так и духовные советы. Без надлежащей экипировки можно стереть в кровь ноги, заработать солнечный удар или нервный срыв от предстоящей в поле или на полу в храме ночевки – но и это не самое страшное.
В крестный ход (да и в любое паломничество) нельзя идти, считая его обычной, но длинной, многодневной развлекательной прогулкой. Любой вид паломничества – это серьезная и сложная религиозная практика, в которую входят многочасовые молитвы, размышления о духовном мире, участие в длительных богослужениях, что возможно только при изрядном запасе любви. Иначе можно попросту "сойти с трассы", не дойдя до цели.
Хороший вариант – пойти с проверенной командой, считают одни. Но только с единомышленниками, с кем ваши мировоззрение и задачи совпадают. По крайней мере, в заданном контексте.
Однако некоторые из принявших участие в опросе утверждают, что одному (в смысле без друзей) в паломничестве лучше: ты не тратишь время на милые беседы или пустую болтовню, а сосредотачиваешься на молитве и созерцании окружающего мира. Помня, что в этот обзор могут попасть самые разные виды природы, персонажи, типажи и ситуации.
Для тех, кому состояние здоровья не позволяет пройти пешком, организуются автобусные паломничества. Для очень здоровых – велосипедные заезды, забеги или усложненные варианты. Например, пройти за три дня обязательные 100 километров в Сантьяго к мощам апостола Иакова. Они также могут быть организованы для разных возрастных групп. Например, для скаутов – с восхождениями на горы или со спусками по рекам на байдарках.
Какую же цель преследуют паломники, чего ищут? На этот вопрос, оказывается, не так-то просто ответить. По молодости – тусовки, радость возможности побыть с друзьями, посмотреть новое, пообщаться с наставником. Но чем взрослее становится человек, тем больше он осознает, что смысл паломничества – не достижение очередных святынь, а уединенный путь к Богу через достижение внутреннего знания.
Это и наблюдение за собственными ощущениями, и возможность поговорить с Отцом. Хотя и это всегда по-разному.
Остается упомянуть отдельную категорию паломников – сопровождение группы, крестного хода. В идеале это не просто спортивно подготовленный, исторически подкованный хороший рассказчик-экскурсовод, а сильный духовный лидер, способный контролировать психологическую атмосферу, быстро разрешать конфликты, собственным примером постоянно напоминающий, зачем богомольцы отправились в этот путь.
Мне было интересно, что от таких духовных походов получают эти люди. Историк, византинист диакон Александр Занемонец, который водил паломнические группы по Израилю, говорит, что для него паломники – это "отличная профилактика рутины, уныния".
"Я вижу людей, для которых многое впервые: они Евангелие прочитали недавно, в церковь пришли недавно, на Святую Землю приехали впервые. Это всем впечатлениям придает новизну и свежесть. Знаете, как радостно бывает оказаться на венчании молодых друзей или на крещении новообращенных? Примерно такое же впечатление от того, чтобы встречать Пасху на Святой Земле с теми, для кого это происходит в первый раз. Меня в каждой новой паломнической группе поражает: мы, верующие, столько делаем всего, чтобы отвратить людей от Церкви, а Господь все равно новых и новых людей приводит! Им неинтересны ни немощи духовенства, ни какие-то внутрицерковные проблемы. Главное – человек узнал о Христе и идет к Нему!" – отмечает диакон Александр Занемонец.
Еще один куратор – журналист, миссионер иеромонах Димитрий (Першин) ответил прямо со скаутской тропы, где он находится со своими подопечными.
"Это вхождение в реальность следопытской жизни и быта Спасителя с учениками, когда спишь под открытым небом (мы так шли по Ликийской тропе), жаришь, скажем, яичницу на пламени, вырывающемся из горы (гора Химера полыхает природным газом уже тысячи лет), но главное – это паломничество внутрь себя, в свое детство, свою радость о шквальном дожде… И все это вместе – с теми детьми, подростками и с той молодежью, что разделяет с тобой путь к чувствам, которые, по слову апостола Павла, призваны стать Христовыми", – говорит иеромонах Димитрий (Першин).