Легендарному отечественному рок-музыканту, автору "Звезды по имени Солнце", "Перемен", "Группы крови" Виктору Цою 21 июня могло бы исполниться 60 лет. Он умер на взлете, в 28, за год до распада СССР. Но фраза "Виктор Цой жив" актуальна и сейчас из-за энергетики и искренности его творчества и вневременного характера песен, которые стали философией нескольких поколений.
Удивительно, какое долгое у Цоя эхо. Невский проспект, рабочий полдень. Люди, рожденные после ухода Виктора, хором исполняют “Группу крови”
Цой мог быть в равной степени гражданственным и отстраненным, романтичным и депрессивным. От "Бездельника" и "Восьмиклассницы" через "Троллейбус" и "Маму-анархию” он пришел к песням-боевикам и в итоге сформулировал манифест поколения.
— Перемен требуют наши сердца! Перемен требуют наши глаза!
Память о Цое живет дольше, чем он сам. За последние десятилетия она эволюционировала от надписей на заборах "Цой жив" до скульптур, гранитных и даже песчаных. Интересно, что сказал бы на это сам Виктор. И вообще, кем и где был бы Цой сейчас, в свои 60.
"Мы все надеемся, что он был бы по-прежнему лидером героев, продолжал бы писать песни для них. Вот я недавно смотрел репортаж из зоны проведения СВО и там ребята пели песню "Группу крови", — высказал свое мнение советский и российский художник, музыкант Сергей Бугаев, известный по прозвищу "Африка".
Цой оставил чуть больше ста песен. Не так уж и много, но каждая стала хитом. Все, о чем писал он, оказалось вне времени.
"Камчатка" переполнена. В подвале, где находилась котельная, теперь музей. Там Виктор Цой работал кочегаром.
"Камчатка" по-прежнему странное место. Двор исписан признаниями в любви, строчками песен. Здесь многочисленные любительские портреты и вполне официальная мемориальная табличка. Во времена Цоя в этом доме располагалось женское общежитие. Котельная отапливала его и позволяла девушкам два раза в неделю принимать горячий душ.
Работа здесь позволяла Цою избежать обвинений в тунеядстве, получить немного денег и, загрузив руки рутинной работой, позволить душе блуждать в поисках новых смыслов и слов.
Группа "КИНО" продолжает жить и с успехом дает концерты. Цой — в записи, музыканты — вживую. Помогает с организацией сын Виктора Александр.
В памяти тех, кто знал Цоя лично, он остался молчаливым и несколько нелюдимым человеком. Для страны музыкант стал последним героем. Заурядная смерть лишь упрочила его культ. 32 года прошло с тех пор, а дверь за Цоем так и не закрыта. Фанаты говорят, что он не умер, а просто вышел покурить.