Тема:

Обмен санкциями 7 часов назад

Норвежский выпад: россиянам устроили блокаду на Шпицбергене

Осло, руководствуясь санкциями Евросоюза, закрыл единственный пункт пропуска между Россией и Норвегией. Чего добиваются норвежские власти?

Норвежское правительство устроило блокаду россиянам, живущим на Шпицбергене. Архипелаг официально контролируется Норвегией, однако обладает особым статусом. Его территория и прибрежные воды – демилитаризованная зона. У России на Шпицбергене три поселка: действующий Баренцбург, а также два законсервированных – Пирамида и Грумант, где в советские годы шла активная добыча угля.

В Баренцбурге работают шахта, теплоэлектростанция, порт. Есть больница, детский сад, школа и музей. Здесь живут полтысячи человек: шахтеры, учителя, много ученых – геофизики, геологи, археологи, биологи, гляциологи, географы.

"Я с 2001 года на Шпицбергене. Говорят, контейнера загружены для нас продуктами, но не могут они до нас дойти. Пока что мы на запасе. И вот в конце июня ждем еще. Ну, наверное, из Эстонии. А вот из Мурманска, да, проблема. Ну это, как говорится, теплее к сердцу, потому что там уже российского производства, колбаски, творожки, хочется же родного поесть", – говорит Зинаида Попова, физик гидрометобсерватории в Баренцбурге.

Семь тонн продовольствия для жителей Шпицбергена застряли на российско-норвежской границе, на контрольно-пропускном пункте Стур-Скуг. В общей сложности там скопилось уже 20 тонн товаров. Среди них – запчасти для автомобилей и морских судов. Норвегия не пропускает фуры, перекрыв именно сухопутные коридоры. Официальный Осло мотивирует блокаду соблюдением антироссийских санкций.

"Мы с Норвегией соседи уже на протяжении веков. Это соседство будет продолжаться. Почему Норвегия готова этим пожертвовать ради каких-то сиюминутных прихотей вашингтонского обкома. А дальше что? А вот если Россия будет вести себя таким же образом, как сейчас ведет себя Норвегия?" – спрашивает политолог Юрий Светов.

Поставки на Шпицберген из России шли десятилетиями. По суше из Мурманска в норвежский Тромсё. А оттуда – по морю до архипелага. Доступ в порты сейчас открыт. Их блокировка была бы грубым нарушением Конвенции ООН по морскому праву. Но отправлять суда напрямую из Мурманска на Шпицберген нерентабельно. Поэтому российская сторона просит Норвегию сделать исключения из санкций и открыть транзит грузов до Баренцбурга.

"Мы по-прежнему ждем ответа от норвежского МИДа, российское посольство в Осло мониторит ситуацию. Что касается губернатора Шпицбергена, он кивает на Осло: если будет позитивный ответ Осло, нам предоставят освобождение для этих грузов, сам губернатор мало что решает", – говорит Сергей Гущин, генеральный консул РФ на Шпицбергене.

Блокада – явно политическое решение Норвегии. А еще – очевидное нарушение международного законодательства. Ведь не пускают даже продукты питания и лекарства. Санкции – хороший повод помешать России осваивать территорию архипелага. Но и без них норвежцы пытались это сделать ранее. Как только наша страна стала активно развивать свое присутствие на Шпицбергене, в Осло принялись вводить различные ограничения. Острова хоть и находятся в совместном пользовании, но вся деятельность на них осуществляется по норвежским законам.

"Вот как раз с точки зрения экологии Норвегия стала вводить все больше и больше различных регламентов и нормативов, которые не позволяли строить новые дома, в том числе использовать авиатехнику, которая с норвежской точки зрения на неэкологичном виде топлива и потому наносит ущерб окружающей среде и многое-многое другое. Все привело к тому, что стали вводиться ограничения на использование вертолетов российскими научными организациями, что фактически не позволяло им проводить мобильные полевые исследования", – рассказывает Константин Зайков, проректор по Международному сотрудничеству Северного Арктического федерального университета.

"Геологи, археологи, гляциологи – из Москвы, из Питера, Институт географии РАН, ботаники, биологи – очень бурная была научная деятельность. В данный момент у них существует проблемы и с визами, и с переездами, и с разрешениями. Очень много мест норвежцы заповедными объявляют и уже не везде разрешают работать", – говорит Зинаида Попова.

Глава предприятия "Арктикуголь", которое работает на архипелаге, обратился к властям Шпицбергена: задержка с транзитом товаров может привести к чрезвычайным ситуациям. Но, похоже, в этом и есть цель блокады.

Подписывайтесь на наши страницы в соцсетях:
"Смотрим"ВКонтакте, Одноклассники, Яндекс.Дзен и Telegram
Вести.RuВКонтакте, Одноклассники, Яндекс.Дзен и Telegram.